Великолепный часослов герцога Беррийского: Июль
Пергамент. 22,5 х 13,6 см
Музей Конде, Шантийи
http://www.wga.hu/index1.html
Периоды
  • XV в. (первая четверть)
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • пейзаж
  • книжная иллюстрация
Эпоха, стиль, направление
  • Северное Возрождение
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Место создания
Бурже, Франция
Размер
22,5 х 13,6 см
Источники
Web Gallery of Art, http://www.wga.hu/index.html
Тело статьи/биографии :          Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв. Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. Составлялись часословы специально для людей, не искушенных в тонкостях церковного богослужения и нуждающихся в подсказках: в какое время, например, нужно читать ту или иную молитву. Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определенной церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. Часословы, имевшие хождение в аристократической среде, украшались необычайно роскошно, их расписывали лучшие мастера.
         Из ста двадцати девяти миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского» шестьдесят пять принадлежат кисти братьев Лимбургов. Это, в первую очередь, двенадцать миниатюр, украшающих календарь. Сам по себе обычай изображать месяцы как сцены работ и отдыха, соответствующие тому или иному времени года, известен с XIII в. На книжных миниатюрах февраль представал греющимся у очага человеком, май — охотником с соколом, июнь — косцом. Лимбурги неожиданно для всех пожелали рассказать о месяцах все, что только возможно. Например, июль в календаре «Великолепного часослова» иллюстрируется не одинокой символической фигурой, а великолепно выписанной живой сценой повседневного крестьянского труда.
         Для Лимбургов нет ничего второстепенного: они с большой точностью передают мельчайшие подробности быта и костюмов. А потому «Великолепный часослов» стал своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции начала XV в. На первой из календарных миниатюр, относящейся к январю, герцог Жан пирует в своем замке. Другие изображения в календаре также связаны с личностью и жизнью Жана Беррийского: на них можно увидеть замок, в котором он родился (декабрь), загородные резиденции герцога, вид из окон его парижского дворца. Не исключено, что «Великолепный часослов» задумывался как своего рода альбом воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу. Во всяком случае, на всех пейзажах в календаре воспроизведены конкретные местности, причем с изумительной точностью. Художники подмечают мельчайшие детали: как плещутся в воде купающиеся жнецы (август), как тени от печных труб ложатся на высокую кровлю здания (июнь). Но при этом за частностями не пропадает главное: жизнь людей на земле в череде забот и праздников, среди меняющихся картин природы.

изображения:

биография художника: