Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492)
Периоды
  • XV в. (вторая четверть)
  • XV в. (третья четверть)
  • XV в. (четвертая четверть)
География
  • Италия
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • Раннее Возрождение
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2004; Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа, — М., 1966.
Источники
Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
Тело статьи/биографии :          Пьеро делла Франческа родился приблизительно в 1420 г. в Борго Сан-Сеполькро, небольшом городке в Северной Тоскане, в семье сапожника и дубильщика кожи. Живописи учился в мастерской Доменико Венециано во Флоренции, работал же в других городах: в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, но главным образом в Сан-Сеполькро и Урбино. Почти все произведения Пьеро имеют в своей основе религиозные сюжеты; это либо фрески, либо алтарные композиции.
         Первое упоминание о Пьеро делла Франческа относится к 1439 г.: юный художник помогает Доменико Венециано в росписи хоров церкви Сан-Эджидио во Флоренции. В 1445 г. по заказу братства «Мизерикордия» Пьеро начал работу над алтарным полиптихом «Мизерикордия», которая была окончена только в 1462 г. Центральная часть этой композиции известна как «Мадонна делла Мизерикордиа». В этот же период художником выполнены и другие религиозные композиции («Крещение Христа»). Для Урбинского дворца Пьеро создал одну из прекраснейших и наиболее загадочных своих картин — «Бичевание Христа». Уже в этих ранних работах проявляются основные черты искусства художника: величественность образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.
         В 1452—66 гг. Пьеро делла Франческа создает самую знаменитую свою работу — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Фрески посвящены истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» Якопо де Вораджине, итальянского монаха XIII в. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево («Смерть Адама») и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвратил христианскую реликвию в Иерусалим («Битва между Ираклием и Хосроем»). Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов («Победа Константина над Максенцием») и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника («Сновидение Константина»). Обобщая объемы фигур и развертывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мира («Поклонение священному дереву и встреча царя Соломона и царицы Савской»).
         Присущее произведениям Пьеро внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске «Воскресение».
         Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Герцог Федериго да Монтефельтро был просвещенным государем, наделенным превосходным художественным вкусом, владельцем богатейшей библиотеки и собрания выдающихся произведений искусства. Герцог привлекал к своему двору образованных талантливых людей Италии.
         В Урбино Пьеро делла Франческа создал профильные парные «Портреты Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца». Государь и государыня, выполненные крупным планом, предстают на фоне окутанных воздушной дымкой чудесных пейзажей. Портреты отмечены чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики. На оборотной стороне каждого портрета герцог и герцогиня изображены на триумфальных колесницах.
         В поздних работах мастера («Рождество») светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
         В последние годы жизни Пьеро потерял зрение и, будучи неспособным писать картины, обратился к созданию научных трактатов по живописи и математике. В первом из них — «О перспективе в живописи», написанном под влиянием Л.Б. Альберти, он дает математическую разработку приемов перспективы; во втором — «Книжица о пяти правильных телах» — практическое решение некоторых проблем стереометрии.
         Пьеро делла Франческа умер в 1492 г.

изображения: