Боровиковский, Владимир Лукич. Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь (?). 1812
Холст, масло. 88,7 х 68
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Периоды
  • XIX в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - N 7; Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII-XIX веков. – М.: Искусство, 1975; Алексеева Т.В. О некоторых малоизвестных работах В.Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 7. – М.: Академия наук СССР, 1961; Маркина Л. Владимир Боровиковский. – М.: Белый город, 2001; Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
88,7 х 68
Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

Портрет поступил в Третьяковскую галерею из собрания И. Е. Цветкова, который приобрел его в 1896 году у торговца картинами А. Н. Ерыкалова. История бытования полотна, скорее всего, так и останется невыясненной. Определение личности изображенной принадлежит А. В. Бакушинскому (Бакушинский А.В. Живопись и рисунки XVIII и XIX веков в Цветковской галерее – М.; Л., 1925. С. 11.). Однако остается доля сомнения, что на полотне изображена мадам де Сталь, французская писательница, теоретик литературы, публицист.

Композиционно портрет написан просто: в качестве фона выступает гладкая стена; на заднем плане, за плечом модели, виднеется бюст Екатерины II. Одновременно в портрете использованы тонкие цветовые соотношения: он сочетает редкостные зеленовато-голубые тона платья и тюрбана с золотисто-коричневым оттенком пояса и шали.

Александр Бенуа, видевший это произведение задолго до его атрибуции А. В. Бакушинским, писал: «Лишь изредка Боровиковский отказывался от шаблонов, им самим выработанных, и более внимательно вглядывался в натуру. Тогда ему удавалось создавать вещи, которые положительно должны быть отнесены к лучшим вообще в истории искусства портретам. Таков изумительный портрет неизвестной придворной дамы в собрании Цветкова, довольно перезрелой особы в прическе á l'antique, в платье александровского времени, из серебряного глазета, с чрезвычайно оголенным великолепием груди и красивых еще рук; восточное смуглое лицо ее дышит страстью, и она с каким-то важным и смелым вызовом, полуулыбаясь, устремила свой взор в сторону» (Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 1995. С. 42.).

Писательница, отстаивавшая свободу слова, находилась в оппозиции к Наполеону I, что привело ее к изгнанию. В 1812 году, когда Бонапарт уже напал на Россию, де Сталь приехала в Петербург, где была принята с большим почетом. В это время В.Л. Боровиковский и мог ее запечатлеть.

Об Анне Луизе Жермене де Сталь писал немецкий поэт Э. М. Арндт: «...Для женщины сложена слишком сильно и мужественно. Но какая голова венчала это тело! Лоб, глаза и нос были прекрасны и сияли блеском гения...». К. Батюшков выразился лаконичнее: «...Дурна как черт и умна как ангел».

Пелевин Ю.А.

изображения:

статьи:

биография художника: