Никонов, Павел Федорович. Наши будни. 1960. Государственный музей искусств им. Кастеева, Казахстан
Холст, масло. 180 x 300
Государственный музей искусств им. Кастеева, Казахстан
Периоды
  • XX в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • жанровая сцена
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Дехтярь А.А. Павел Никонов. – Л., 1981; Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. – М.: Сов. художник, 1981; П.Ф. Никонов. Живопись. Графика. Католог выставки. – М., 1990; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
Место создания
Москва, Россия
Размер
180 x 300
Источники
Каменский А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. C. 470—471.
Тело статьи/биографии :

Картина «Наши будни» (1960) — вещь этапная. Интонационный строй и стилевая манера этого полотна в последующие годы многократно повторялись и варьировались другими художниками и сейчас уже не только никого не удивляют, но кажутся едва ли не академическими. Но при своем появлении картина вызвала бурную полемику.

Ее сюжет подчеркнуто прост и бесхитростен. Серый, холодный зимний день в сибирской тайге, в кузове самосвала едут люди, везут материалы на стройку. Облики рабочих полны суровой, грубоватой силы. Они — из тех, чей жизненный опыт нелегок, пересечен войной, жестокими трудностями первых послевоенных лет. В картине властвует острый, резкий ритм, холодные, ржаво-стальные тона колорита.

Что же смущало и тревожило некоторых критиков в этой картине? Говорили, что «Наши будни» — иная крайность по сравнению со сладкоречивой парадностью, что суровость ее настроения нарочито сгущена и вдобавок усугублена колючей жестокостью пластической формы — словом, что картина не вдохновляет, а угнетает зрителя и наводит на него уныние.

Но картина «Наши будни» встала в один ряд со многими произведениями советской литературы, кино, театра, созданными приблизительно в то же самое время и проникнутыми тем же духом бескомпромиссной трезвости взгляда на жизнь. Стало ясным, что эта трезвость и мужественная правдивость — знамение времени, закономерно связанное с той общественной атмосферой, которая сложилась в стране после XX съезда партии.

Причем ведь для непредвзятого взгляда очевидно, что именно такие работы, как «Наши будни», способны воспитать в людях и волю, и благородство, и крепкую убежденность в добрых перспективах того огромного, трудного дела, которому они посвящают свою жизнь. Облики запечатленных в картине рабочих полны жизнеупорства, веришь, что они покорят эту дикую тайгу, сумеют сделать свои будни более светлыми и радостными. Реальность, конкретность изображения трудной повседневности и сформированных ею характеров соединены в полотне Никонова с чувством большой цели, и в этом особая ценность таких вещей, как «Наши будни». Все же некоторая чертежность, однозначность мировосприятия действительно присуща этой картине. Она холодновата, отчужденна, ее повествование течет по неглубокому руслу. Художнику предстояло, ни в чем не отступая от мужественной правдивости, добиваться большей тонкости и многосложности духовного содержания в своем творчестве.


Каменский А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. C. 470—471.

статьи:

изображения:

биография художника: