Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Н.Я. Левицкой. 1780-е гг. ГРМ
Холст, масло. 82,5 х 69,5 (овал)
Государственный Русский музей, Россия. Инв. № Ж–5001
Периоды
  • XVIII в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
82,5 х 69,5 (овал)
Персоналии
Екатерина II, И. Н. Крамской, Л. П. Боголюбов, П. Ф. Темпинский
Тело статьи/биографии :

В Челябинской картинной галерее хранится подлинный автопортрет Д. Г. Левицкого и парный к нему женский портрет. По старинной надписи на обороте исследователи определили, что это портрет жены художника  — Настасьи Яковлевны Левицкой. Однако написан он не самим художником, а кем-то другим, возможно, его учеником. Благодаря челябинской копии удалось правильно определить личность женщины, изображенной на другом портрете, хранящемся в Русском музее и написанном Левицким в 1780-х годах.

Портрет, атрибутированный подобным способом, более ста лет назад принадлежал некому отставному петербургскому чиновнику — титулярному советнику П. Ф. Темпинскому — и считался изображением Екатерины II. При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И. Н. Крамской и Л. П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица. «Позднее, когда портрет был передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II. Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для мужа при исполнении заказных портретов императрицы. Нельзя не отметить при этом и в самом портрете жены налет торжественной официальности, отделяющий его от портретов камерного жанра» (Смирнов Г.В. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – Л., Художник РСФСР, 1986. С. 36.).

О жене художника известно чрезвычайно мало. Из исповедных росписей мы знаем, что Настасья Яковлевна была одиннадцатью годами моложе мужа. В 1789 году ей было сорок два года. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее. Умерла Н. Я. Левицкая не ранее 1824 года, так как этим годом датируется ее прошение о назначении пожизненной пенсии после смерти мужа.

Пелевин Ю.А.

изображения:

статьи:

биография художника: