Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Г.И. Алымовой. 1776. ГРМ
Холст, масло. 183 х 142
Государственный Русский музей, Россия. Инв. № Ж -4989
Периоды
  • XVIII в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
183 х 142
Персоналии
И. И. Бецкой
Тело статьи/биографии :

Портрет Г. И. Алымовой принадлежит к сюите портретов смолянок, заказанных Д. Г. Левицкому, скорее всего, ректором Академии художеств И. И. Бецким, близким другом и доверенным лицом Екатерины II.

Глафира Ивановна Алымова (1758—1826) прославилась как выдающаяся арфистка. Она также обладала литературным даром и оставила после себя интересные «Памятные записки».

Не очень знатного происхождения, дочь полковника, она была девятнадцатым ребенком в семье и с шести лет воспитывалась в Смольном институте — Воспитательном обществе благородных девиц. Способная к обучению, Алымова блестяще закончила институт в первом выпуске 1776 года и получила золотую медаль первой величины. На выпускном акте выпускница произнесла благодарственную речь на французском языке.

Еще в институте девушка сделалась известной благодаря страсти к ней семидесятипятилетнего президента Академии художеств И. И. Бецкого. Можно предположить с большой долей вероятности, что все портреты смолянок были созданы только ради этого изображения. Свою любовь к юной воспитаннице Бецкой «скрывал под видом отцовской нежности». Впоследствии Алымова писала в своих воспоминаниях: «Будь он откровеннее, я бы охотно сделалась его женою».

На портрете Левицкого Алымова одета в белое платье выпускницы Смольного института. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1776 год рассказывалось о трехдневных празднествах, происходивших в Воспитательном обществе в присутствии царского двора: «Девицы последнего возраста [то есть выпускного класса] одеты в белое, их платья, подпоясанные голубыми лентами, представили восхитительное зрелище. Они составили из разных инструментов концерт, перемешиваемый хором».

Алымова кажется старше своих восемнадцати лет. На лице ее играет любезная, наигранная улыбка, поза театральна и подчеркнуто грациозна. На полотне Левицкого — молодая девушка во всеоружии кокетства и благородного воспитания. Она готова занять свое место в высшем свете и вступить в сложный мир придворных интриг.

Сразу же по выходе из Смольного она жила какое-то время в доме Бецкого, была принята ко двору и вскоре вышла замуж за немолодого вдовца А. А. Ржевского — вице-директора Академии наук, литератора и масона. После его смерти, уже в начале ХIХ века, она стала женой молодого учителя французского языка и переводчика басен Крылова И. П. Маскле, которому выхлопотала дворянство и придворный чин.

Пелевин Ю.А.

изображения:

статьи:

биография художника: