Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет князя А.М. Голицына. 1772. ГТГ
Холст, масло. 126,6 х 102,5
Государственная Третьяковская галерея, Россия. Инв. № 89
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
Библиография : Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
126,6 х 102,5
Персоналии
Екатерина II, М.М. Голицын, Т.К. Нарышкина
Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

На оборотной стороне сделана характерная надпись, уясняющая цель и суть создания этого репрезентативного изображения князя Голицына: «Портретъ вице канцлера, действительнаго тайнаго советника действительнаго каммеръ-гера и разныхъ орденовъ кавалера князя Александра Михайловича Голицына, что ныне оберъ-каммеръ-геръ, действительный тайный советник, сенаторъ орденовъ Святаго Апостла Андрея первозваннаго с-таго Александръ невскаго и польскаго белого орла кавалеръ». Парадный портрет второй половины XVIII века и должен был визуальными средствами раскрывать именно эти государственные и социальные качества модели.

Александр Михайлович Голицын (1723—1807) — сын генерал-адмирала М. М. Голицына от брака с Т. К. Нарышкиной. С 1742 года служил в русском посольстве в Голландии. С 1755 года — посол в Лондоне. Он круто пошел в гору после содействия дворцовому перевороту в пользу Екатерины II. Добился многих чинов и наград. Вице-канцлер, действительный тайный советник (1764), обер-камергер (1775).

В 1778 году Голицын вышел в отставку и жил в Москве, был почетным опекуном Московского Воспитательного дома. По завещанию двоюродного брата, Д. М. Голицына, он построил знаменитую Голицынскую больницу, которая в московском быту носит это имя до сих пор.

А. М. Голицын был знатоком и коллекционером живописи. Он собрал галерею произведений искусства, которая, правда, не дошла до наших дней: она была распродана в 1818 году на аукционе.

Левицкий сумел передать в своем классическом по построению парадном портрете официозно торжественный образ князя, полный благородства и сановного достоинства, о чем свидетельствуют орден св. Александра Невского, а также лента и звезда ордена св. Андрея Первозванного. Высокое положение при дворе подчеркнуто мраморным бюстом Екатерины II, стоящим в нише. Массивный письменный стол с рукописями и чернильным прибором должны говорить о содержательности и значительности его интеллекта. Поза и жест стереотипны и трафаретны. Развернутый поворот корпуса, легкий наклон головы, направление взгляда, рука, протянутая над столом и «указующая» на достойную деятельность высокопоставленного вельможи — все это должно было производить на зрителей торжественное впечатление и создавать ощущение престижа.

Высокопоставленный заказчик, надо полагать, остался доволен работой Левицкого, так как через год князь гравировал свой портрет в сложной технике акватинты в Вене у Ж. Жакоба.


Пелевин Ю. А.

изображения:

статьи:

биография художника: