Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Н.А. Сеземова. 1770. ГТГ
Холст, масло. 131 х 106
Государственная Третьяковская галерея, Россия. Инв. № 5113
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
131 х 106
Персоналии
И.И. Бецкой, Екатерина II
Тело статьи/биографии :

Заказ на портрет Н. А. Сеземова исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. Никифор Артемьевич Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сколотившим миллионное состояние. Однако при этом предприимчивый делец из крестьян оставался крепостным графа Шереметева. Благодаря сделанным им крупным благотворительным пожертвованиям Н. А. Сеземов был удостоен исключительной для человека его звания чести: Д. Г. Левицкий написал его портрет для Московского воспитательного дома, на основание которого откупщик ассигновал огромную сумму в 14 788 рублей. В марте 1771 года полотно было помещено в зале Совета среди других портретов опекунов и жертвователей.

Произведение подписное, на обороте картины сохранилась любопытная надпись, характеризующая и эпоху ее создания и самого изображенного: «Человеколюбивый Податель Села выхина поселянинъ Никифоръ Артемьевъ Сезомовъ 1770. Году».

Н. А. Сеземов — личность незаурядная для российской культуры екатерининского царствования. Это был своеобразный и колоритный человек с недюжинным характером и необычной судьбой. Произведение же Левицкого интересно появлением в истории русской портретистики персонажа «из простых» и тем более из «крестьян крепостного состояния». В этом можно увидеть знамение укрепления просветительских тенденций в российском обществе.

В портрете психологическая выразительность сочетается с представительностью образа, что обусловливалось официозностью заказа. Облик персонажа, казалось, был для этого недостаточно выигрышным. Но талант живописца помог преодолеть трудности; более того, выписанный характер получил особую остроту от соединения несопоставимых, на первый взгляд, признаков. Грузная мужичья фигура миллионщика из крепостных с простоватым лицом, заросшим до глаз черной бородой, в простом неярком кафтане, опоясанном кушаком, обрела на портрете некую торжественность.

Для понимания портрета важно осмысление его композиции. Одной рукой Сеземов держит лист, а другой указывает на него. На листе изображен Московский воспитательный дом и спеленутый безродный младенец (для таких и открывалось это благотворительное заведение). Здесь же приведен соответствующий текст из псалма: «Блажен, разумевай на нища и убога, в день лют избавит его Господь». Подобная композиция традиционна для русских парадных портретов второй половины XVIII столетия. Модель должна непременным условным жестом указывать на некий предмет, значимый в его общественной деятельности.

При написании портрета Левицкий скупо использовал изобразительные средства. На темно-синем однотонном фоне свето-теневой игрой выделена крупная фигура богатого жертвователя.

Пелевин Ю.А.

изображения:

статьи:

биография художника: