Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769. ГРМ
Холст, масло. 134 х 102
Государственный Русский музей, Россия. Инв. № Ж-4985
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985; Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Государственный Русский музей. – Л., 1987; Дягилев С.П. Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. – СПб., б.г. [1902]; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. К вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 1986. № 5. С. 63—77; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. М 1962; Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964; Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68; Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996; Д. Г. Левицкий. Альбом. // Автор-составитель Т В. Яблонская. – М.,1985; Д.Г. Левицкий. 17З 5-1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. – Л., 1987; Маркина. Л. Дмитрий Левицкий. – М.: Белый город, 2001; Маркина. Л. «Мастерство твое потомков поздних удивляло. К 25О-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого // Искусство. 1985. № 11. С 61–67; Молева Н М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1980.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
134 х 102
Персоналии
Валлен Деламот, Г.А. Демидов
Тело статьи/биографии :

Известность пришла к Д. Г. Левицкому после академической выставки 1770 года, где было представлено шесть его работ. Внимание ценителей искусства привлек портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, доставивший его создателю звание академика. Это, пожалуй, лучшая работа художника в жанре парадного портрета.

Александр Филиппович Кокоринов был строителем здания Академии художеств (по проекту Ж.-Б. Валлена Деламота) и ее ректором. Выдающийся зодчий, энергичный руководитель нового для России художественного заведения, Кокоринов являл собою пример богато одаренной натуры, разносторонне образованного человека, отличавшегося широтой и гуманистической направленностью взглядов. Он был женат на дочери богатейшего заводчика Г. А. Демидова.

Блестящее живописное мастерство Левицкого в полную силу сказалось уже в этом портрете с его красочной гармонией и виртуозной даже для изысканного восемнадцатого века передачей фактуры предметов: различных тканей, меха, кружев, позументов, металлических аксессуаров. Тончайшими сиреневыми оттенками переливается шитый золотом камзол Кокоринова, мягко ложатся складки белого атласного кафтана, отороченного пушистым соболем, просвечиваются тончайшие драгоценные кружева жабо и манжет. Как уверяли современники, стоимость этого костюма достигала размеров годового оклада жалования его владельца. Он был специально заказан ко дню торжественного празднования, устроенного 25 июня 1765 года по случаю закладки нового здания Академии художеств. Современники и потомки не были единодушны в оценке личности зодчего, в истолковании его взаимоотношений с Ж.-Б. Деламотом.

Стоя у роскошного бюро черного дерева с бронзовыми накладками, архитектор снисходительно-любезно обращается к зрителю. Его лицо на портрете Левицкого кажется чуть самодовольным, улыбка привычно вежлива и слегка иронична. Живописная характеристика образа, его внешне импозантная и нарядная форма отчетливо говорят об отстраненном отношении художника к своей модели, может быть, вопреки воле мастера.

Левицкому, очевидно, нехватило в этом случае творческой проницательности разглядеть за лощенной и светской внешностью преуспевающего сановника его противоречивый и трагический внутренний мир. А.Ф. Кокоринов, что традиционно для парадных портретов, указывает правой рукой на предмет своей деятельности — план здания Академии художеств. Но в этом живописно-заученном жесте была скрытая мистическая предопределенность — через два года зодчий повесится на чердаке спланированного им здания. Самоубийство — всегда итог какого-то неблагополучия в человеческом существовании. Внутри Кокоринова — творческой личности, интеллигента — были скрытый надрыв, неудовлетворенность и какая-то червоточина. Они и подтолкнули его к роковому шагу. А на портрете, написанном в виртуозной живописной технике, виден лишь внешний лоск самодовольного чиновника и богача.

Пелевин Ю.А.

изображения:

статьи:

биография художника: