Торелли, Стефано. Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами. 1772. ГТГ
Холст, масло. 205 х 347
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 6048
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • аллегория
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Врангель Н.Я. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М. , 1925; Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. – Л., 1927.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
205 х 347
Персоналии
Екатерина II, Г.Г. Орлов, А.Г. Орлов, П.А. Румянцев, П.И. Панин, В.В. Долгоруков, Н.В. Репнин, Ф.Г. Орлов.
Тело статьи/биографии :

Первый историк русского искусства XVIII века Я. Штелин в своих «Записках» пишет, что Стефано Торелли «создал большую картину „Торжествующая Минерва“ для императорской галереи (на которой он представляет торжествующую над турками и татарами Екатерину II и одновременно в процессии похожие портреты главнейших героев войны)» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. Т.1. — М., 1990. С. 150.).

В центре композиции на античной колеснице изображена Екатерина II (см. фрагмент) в иносказательном образе Минервы — древнеримской богини разума, покровительницы искусств и ремесел. В позднейшие времена Минерва также почиталась как богиня войны и государственной мудрости.

Божественную колесницу сопровождает свита. Поверх условных древнеримских одеяний на воинах современные орденские ленты и георгиевские кресты. Русские генералы представлены как древние римляне, их золотые латы и шлемы с разноцветными плюмажами весьма условны, но декоративны и очень нарядны. С. Торелли запечатлел первых кавалеров ордена Святого Георгия: А. Г. Орлова, П. А. Румянцева, П. И. Панина, В. В. Долгорукова, Н. В. Репнина, Ф. Г. Орлова. Еще три фигуры с орденами второй степени изображены в конце шествия. Они установлены предположительно: П. Г. Племянников, О. В. Вейсман, С. К. Грейг. В кавалькаде участвует и фельдмаршал А. М. Голицын, который не был представлен к георгиевской награде.

Впереди военной процессии, верхом на серой лошади, гарцует Григорий Орлов. Фаворит Екатерины изображен с бриллиантовым портретом императрицы на груди. Он, надо заметить, не участвовал в боевых действиях.

Внизу слева художник сделал подобострастную, но небезынтересную надпись на итальянском языке, которая в переводе гласит: «Божественным соизволением Екатерина II, августейшая императрица Российская, торжествующая над окончательно побежденными турками и татарами на земле и на море».

В 1828 году картина была подарена Николаем I из Эрмитажа в Румянцевский музей, созданный в Петербурге по завещанию графа Н. П. Румянцева на основе его богатых коллекций старинных рукописей и книг, нумизматики и других разнообразных древностей. После Октябрьской революции при расформировании Румянцевского музея картина была передана в Третьяковскую галерею.


Пелевин Ю. А.

изображения:

статьи:

биография художника: