Торелли, Стефано. Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года. 1777. ГТГ
Холст, масло. 83,3 х 125,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 5823
Периоды
  • XVIII в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • историческая композиция
Эпоха, стиль, направление
  • классицизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Врангель Н.Я. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М. , 1925; Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. – Л., 1927.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
83,3 х 125,8
Персоналии
Дмитрий, архиепископ Новгородский
Тело статьи/биографии :

Сцена коронования Екатерины II в картине Стефано Торелли предстает как радостный всенародный праздник, разворачивающийся под сводами храма. Собравшиеся как будто разыгрывают великолепное церковное действо. В центре картины, на возвышении, высветлена фигура императрицы, на которую направлено все внимание восторженных россиян, собравшихся в храме.

Рядом с государыней — архиепископ Новгородский Дмитрий. По чину венчания на царство, после возложения на императрицу монарших регалий он как архипастырь должен читать благодарственную молитву от лица всего народа, которую присутствующие слушают коленопреклоненными. Этот момент, надо полагать, и запечатлен на картине.

Венчание Екатерины II, согласно традиции, проходило в Успенском соборе Московского Кремля, однако Торелли историческая конкретность мало интересовала: на его полотне дан некий пышный интерьер храма вообще. Более того, как пишет о картине Я . Штелин, «архитектурные детали в ней поручили написать театральному живописцу Миллеру из Дрездена, который уже несколько лет живет у него» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. Т. 1. — М., 1990. С. 89.). Все свои творческие усилия Торелли направил на другое — показать монархиню в апофеозе славы. Своей цели он добился, хотя «многие знатоки, — как замечает тот же Я. Штелин, — нашли в рисунке, воплощающем эту идею, тот недостаток, что главный акт, а именно коронация императрицы, слишком теряется в большой церкви» (Там же. С. 89.).

Для Торелли эта картина имела чрезвычайно большое значение: заказ на ее исполнение он получил при вступлении в 1776 году в должность придворного художника Екатерины II. Его творение должно было произвести самое благоприятное впечатление на императрицу и ее окружение. Судя по тому, что Торелли оставался в столь престижной придворной должности до конца свои дней, предложенное решение поставленной задачи было принято благосклонно.


Пелевин Ю. А.

изображения:

статьи:

биография художника: