Посланники
Дерево, масло. 207 x 209 см
Национальная галерея, Лондон
http://www.wga.hu/index1.html
Название по источнику
Jean de Dinteville and Georges de Selve (`The Ambassadors')
Периоды
  • XVI в. (вторая четверть)
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • Северное Возрождение
Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
  • самообразование
Место создания
Лондон, Великобритания
Размер
207 x 209 см
Источники
Web Gallery of Art, http://www.wga.hu/index.html
Тело статьи/биографии :          В 1532 г. Хольбейн переехал на жительство в Лондон. К этому времени Томас Мор, покровительством которого художник заручился в свой прошлый приезд, оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Однако слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ. Так, весной 1533 г. художник получил заказ от французского посла Жана де Дентвилля. Дентвилль вместе со своим другом Жоржем де Сельвом, наследником епископской кафедры Лаво (Франция), прибыл в Лондон с важной дипломатической миссией: посланники должны были защитить интересы своей страны и предотвратить разрыв Англии с римской католической Церковью.
         С поставленной задачей посланники не справились. На пасхальной неделе 1533 г. Англия порвала с римской Церковью и основала англиканскую Церковь во главе со своим монархом, Генрихом VIII. Причиной тому был отказ папы разрешить развод Генриха VIII с его первой женой, Екатериной Арагонской — ради женитьбы на Анне Болейн. Анна, как надеялся король, вот-вот должна была родить ему наследника, которого он отчаялся дождаться в первом браке. Раскол Церкви привел к разделению Европы и длительной вражде, плоды которой ощущаются до сих пор.
         На картине художник изобразил Жана де Дентвилля (слева) и Жоржа де Сельва (справа). Картина изобилует деталями, имеющими важное, с точки зрения художника, символическое значение. Вверху слева, частично скрытое за зеленым занавесом, виднеется распятие — символ незримого присутствия Христа, напоминающий о греховности человека и неминуемой смерти. Географический глобус повернут таким образом, чтобы были видны страны, связанные с целью посольства Дентвилля. Правда, в картинку на глобусе художник привнес небольшое изменение: добавил название замка Дентвилля — Полиси (близ Труа). Возле ножки стола виден предмет непонятной формы. Если взглянуть на него сбоку справа, с расстояния 2-х метров и с того же уровня, на котором находятся глаза послов, то станет ясно, что это череп. В данном случае художник использовал особую форму перспективы — анаморфозу, впервые описанную в записной книжке Леонардо да Винчи. На полу отчетливо видна тень от черепа. Череп, отбрасывающий тень, — эмблема Дентвилля (к его шляпе прикреплен значок с изображением черепа). Крайне хрупкое здоровье Дентвилля придавало этой эмблеме особый смысл. В правой руке Дентвилль держит кинжал с сокращенной латинской надписью «AET. SVAE 29», что означает «Возраст — 29 лет». Под правым локтем Сельва — книга, на обрезе которой имеется аналогичная надпись — «AETATIS SVAE 25». Возле руки Сельва изображены солнечные часы с датой «11 апреля 1533 г.» — решающей датой в жизни послов.
         В то время когда Хольбейн писал свою картину, в политической и интеллектуальной жизни Европы происходили важнейшие события. Протестанты выступили против власти католической Церкви. Крупнейшие научные открытия в корне изменили представления людей об устройстве мира. Желая подчеркнуть эти исторические явления, Хольбейн изображает послов выдающимися политиками и учеными. На шее Дентвилля цепь со знаком ордена Св. Михаила, основанного в 1469 г. Людовиком XI (Франция). Принадлежность к этому ордену для рыцарства почиталась высокой честью. Книга, заложенная угольником, — трактат по арифметике — говорит о широкой образованности послов. Астрономический глобус, вероятно, намекает на революционное открытие Коперника, установившего, что центром Солнечной системы является Солнце, а не Земля, как считалось ранее. Это открытие оказало глубокое влияние на умы и заметно поколебало авторитет Церкви. Дентвилль жил в эпоху великих географических открытий. Создание приборов вроде тех, что стоят на столе, дало возможность мореплавателям совершать кругосветные путешествия и открывать новые континенты. В 1492 г., за 41 год до написания картины, Колумб открыл Америку.
         С помощью символических объектов Хольбейну удалось выразить свое личное отношение к важнейшим событиям общественно-политической жизни Европы. На столе мы видим лютню. Это символ гармонии. Порванная струна символизирует разногласия между католиками и протестантами. Рядом с лютней располагается сборник духовных гимнов, переведенных с латыни на немецкий язык Мартином Лютером. Сборник открыт на странице с песнопениями «Прииди, Дух Святой» и «Десять заповедей». Таким образом художник предложил свой путь решения проблемы — переустройство Церкви на принципах протестантизма, но без отделения от Рима.
         Еще одна маленькая подробность: узоры пола, на котором стоят посланники, являются точной копией наборных полов церкви Вестминстерского аббатства.

биография художника:

изображения: