Хадид Заха (р. 1950)
Периоды
  • XX в. (четвертая четверть)
  • XXI в. (первая четверть)
География
  • Великобритания
Вид искусства
  • архитектура
Эпоха, стиль, направление
  • деконструктивизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Источники
http://archi.ru/
Тело статьи/биографии :          Родилась в Багдаде в 1950 г. в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. В 1972 г., после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
         Сильное влияние на Хадид как архитектора оказал советский архитектурный авангард 1920-х гг., но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей — особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.
         В 1977 г. Хадид присоединилась к мастерской Колхаса ОМА, в 1980 г. основала собственное бюро «Zaha Hadid Architects». Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, продолжая проектировать и участвовать в конкурсах. Ее «перевернутый небоскреб» для Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом также остался нереализованным: он победил в международном конкурсе, но затем заказчик обанкротился.
         В 1994 г. Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра в Кардиффе, но застройщик — под влиянием общественного мнения — после полутора лет конфликтов отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Витра (1991—93).
         Ситуация кардинально изменилась в 1999 г., когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (открыт в 2003) — с этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира, а в 2004 г. она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию.
         Вот некоторые из наиболее значимых работ архитектора: Национальный музей искусств XXI в. в Риме (2003—09); Центр исполнительских искусств в Абу-Даби (2006); Мост-павильон ЭКСПО-2008 в Сарагосе (2007—08); Библиотека и Центр знаний Венского экономического университета (2009—13); Академия Эвелин Грейс в Лондоне (2010); Комплекс «Ванцзин Сохо» в Пекине (2011); Олимпийский центр водных видов спорта в Лондоне (2011); Комплекс «Гэлэкси Сохо» в Пекине (2012); Музей искусств Элая и Эдит Броуд в Лондоне (2012); Галерея «Серпентайн Сэклер» в Лондоне (2013); Жилой комплекс «520 Уэст 28 Стрит» в Нью-Йорке (2013); Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (2013).
         Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в Архитектурной Ассоциации в 1983 г. Также крупные выставки прошли в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (1978), Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1988), в Гарвардском университете (1994) и даже зале ожидания Центрального вокзала в Нью-Йорке (1995). Работы Хадид входят во многие музейные собрания.

изображения: