Музей истории народного образования Читинской области. (Осн. в 1982 г.)

Заголовок карточки
Музей истории народного образования Читинской области. (Осн. в 1982 г.)
Аннотация : Музей организует работу по различным направлениям. Здесь проводятся занятия по истории педагогики, ведется спецкурс по истории народного образования в Читинской области, организуется музейная практика.
Хронологический указатель
  • 1981-1990
  • Современная школа
Предметный указатель
  • Музеи педагогические
  • Музей истории народного образования Читинской области. (Осн. в 1982 г.)
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. — М., 1989; Гнедовский М. Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация. Вып. 1. — М., 1990; Музей и образование // Музейное дело и охрана памятников. Вып. 5. — М., 1989; Кумарин В.В. Волков Н.А. Педагогические музей в России // Советская педагогика. 1985. № 12; Музей и школа. Пособие для учителей. — М., 1985.
Персоналии
В.П. Константинова, В.Д. Васильев, Д.А. Плоткин, Л.М. Барболина, В.П. Тырин, Г.Г. Филиппов, Л.А. Скиданова
Источники
http://www.zabspu.ru/culture/museum.php
Тело статьи/биографии :


































Музей истории народного образования Читинской области


В феврале 1917 года министерством народного просвещения было утверждено положение о педагогическом музее при дирекции народных училищ Забайкальской области. Перед музеем ставилась задача «…знакомить с наилучшей постановкой учебно-воспитательного дела, развитием и состоянием школьного дела у нас и за границей». Для музея был приобретен ряд коллекций, выделены средства и помещение. Однако по ряду причин музей так и не был открыт…

В октябре 1982 года на совместном заседании коллегии областного центра народного образования и президиума областного комитета профсоюза работников образования было принято решение о создании музея истории народного образования Читинской области. Начался сбор материалов, работа в архиве, решение массы финансовых и хозяйственных проблем… Музей был создан за предельно короткое время, его открытие состоялось в здании по улице Смоленской, 22.

Открытие музея стало возможным благодаря группе энтузиастов во главе с Заслуженным учителем В. П. Константиновой, которая и стала первым директором музея. Большую помощь в создании музея оказали Заслуженные учителя В. Д. Васильев, Д. А. Плоткин, Л. М. Барболина, В. П. Тырин, руководители областного отдела народного образования Г. Г. Филиппов и Л. А. Скиданова, сотрудники института усовершенствования учителей, областного государственного архива, областного краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, областной библиотеки им. А. С. Пушкина, работники городских и районных отделов образования, учителя, ветераны педагогического труда.

Музей стал местом постоянных встреч с ветеранами народного образования, учителями, учащимися. К сожалению, 1990-е годы тяжело сказались на состоянии музеев области. Нависла угроза закрытия и над музеем истории народного образования. Пришлось срочно спасать музей. Вся экспозиция и фонды музея летом 1993 года были перевезены в помещение музея Н. Г. Чернышевского при пединституте, большая часть экспозиции которого была безвозвратно утеряна в результате крупной аварии отопительной системы в здании музея зимой 1991—1992 года.

В старинном одноэтажном особняке (на углу улиц Бабушкина и Курнатовского, рядом с главным корпусом педагогического университета) состоялось второе рождение педагогического музея. Здесь фонды музея пополнились материалами музея истории пединститута, созданного С. С. Овчинниковым и музея Н. Г. Чернышевского, организованного Б. Л. Лигой. Потребовалось вновь создавать музейную экспозицию с учетом планировки здания, а также изменившейся политической ситуации в стране, расширившихся хронологических и тематических рамок. Необходимо было ремонтировать и само здание музея. Дальнейшее развитие музея стало возможным благодаря объединению усилий педагогического университета, института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также благодаря финансовой поддержке главного управления образования, администрации города Читы, коммерческого банка «Забайкальский», областного комитета профсоюза работников образования и науки, управления культуры.

Новая экспозиция создавалась поэтапно. В январе 1994 года были открыты первые два зала музея. Первый зал показывает развитие народного образования до 1917 года, второй — с 1917 по 1941 год. К 50-летию победы в мае 1995 года был открыт зал, посвященный народному образованию области в годы Великой Отечественной войны. В сентябре 1997 года, в дни празднования 60-летия области, был закончен последний зал, освещающий развитие народного образования в 1950—1990-е годы. Таким образом, хронологически музей освещает развитие народного образования в нашем крае на протяжении трех столетий: с начала XVIII до конца XX века. История развития народного образования показана на общем фоне социально-экономического и политического развития края.

Среди экспонатов музея немало подлинных: старые учебники и тетради, дипломы и свидетельства об окончании учебных заведений, учебные пособия, ученические принадлежности. Студенты и школьники с большим интересом знакомятся с наглядными пособиями XIX века — крупными цветными слайдами размером с открытку для «чудесного фонаря», со свидетельствами об окончании церковно-приходской школы с изображением всех царей династии Романовых. Рядом с репродукцией известной картины «На пороге школы» можно увидеть и настоящие лапти, принадлежавшие одному из учащихся Читинской учительской семинарии. Никого не оставляют равнодушными старинные фотографии, на которых запечатлены школьники, гимназисты, семинаристы, студенты различных учебных заведений области.

Деятельность музея народного образования области при педуниверситете — главной кузницы педагогических кадров — вполне оправданна и закономерна. Музей организует работу по различным направлениям: учебному, научно-исследовательскому, экскурсионному. Здесь проводятся занятия по истории педагогики, читается спецкурс по истории народного образования в области, организуется музейная практика. В музее проходят занятия не только со студентами, но и со школьниками, лицеистами, учителями — слушателями курсов при институте повышения квалификации; организуются встречи ветеранов педагогического труда.

Сотрудники музея проводят экспедиции по области с целью сбора материала, готовят временные передвижные выставки. Музей поддерживает связь со школьными музеями города и области. Постоянно пополняются фонды музея, ведутся различные картотеки. В музее находится научно-редакционный центр «Энциклопедии Забайкалья».


А. В. Константинов

Эксперт
Пелевин Ю.А.