Уваров Сергей Семенович

Заголовок карточки
Уваров Сергей Семенович
Аннотация : Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — российский государственный деятель, граф (1846), почетный член (1811) и президент (1818—1855) Петербургской Академии наук. В 1833—1849 гг. — министр народного просвещения. Создатель охранительной идеологии «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия Университетского устава 1835 года.

См. подробнее об изображении С.С. Уварова.

Персоналии (именной указатель)
  • Уваров Сергей Семенович
Хронологический указатель
  • XIX в. (первая четверть)
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (третья четверть)
  • XVIII в. (четвертая четверть)
Тип ресурса
  • биография
Библиография
Уваров С.С. Etudes de philologie et de critique. St.Prb., 1843; Уваров С.С. Этюды филологические и критические. — СПб., 1843. Уваров С.С. Десятилетие Министерства Народного Просвещения (1833—1843). — СПб., 1843; Уваров С.С. Общий взгляд на философию словесности. — СПб., 1848; Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному образованию. — СПб., 1813; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802—1902). — СПб., 1902; Дурылин С.Н. Русские писатели у Гете в Веймаре // Литературное наследство. 1932. № 4—6; Степанов М. Письма Жозефа де Местра к С.С.Уварову // Литературное наследство. 1937. № 29—30; Погодин М.П. Для биографии гр. С.С. Уварова // Русский архив. 1871, № 12; Плетнев П.А. Памяти гр. С.С. Уварова. — СПБ, 1855.
Источники
http://dictionary.fio.ru/article.php?id=202312
Тело статьи/биографии :

Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — государственный деятель, граф (1846), почетный член (с 1811) и президент Петербургской Академии наук (1818—1855). В 1811—1822 годах — попечитель Петербургского учебного округа. Член литературного общества «Арзамас». С 1832 года — товарищ министра народного просвещения; с 1833 года — управляющий министерством. В 1834—1849 годах — министр народного просвещения.

В своей политике С. С. Уваров придерживался умеренно-либеральных взглядов. Показателем зрелости народа, согласно его точке зрения, служит степень его просвещенности, то есть развития образования, национального самосознания и культуры. Уваров стал основателем системы классического образования в России. Он считал, что прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно национальной культуры в России должно стать наследие античности. По его инициативе учебные планы гимназий приводились в соответствие с назначением средней школы — служить переходной ступенью от начального к высшему образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для поступления на государственную службу. Уваров способствовал открытию в Санкт-Петербурге университета (1819). Однако с нарастанием реакционных тенденций во внутренней политике императора Александра I Уваров был вынужден уйти в отставку.

Новый подъем его карьеры в царствование императора Николая I был связан с Министерством народного просвещения. Уваров стремился превратить Министерство народного просвещения в своеобразный идеологический институт, обеспечивающий внедрение доктрины официальной народности в умы россиян.

Впервые в России он поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства за воспитанием и образованием. Ему удалось подчинить надзору Министерства народного просвещения даже домашнее образование и частные школы.

В 1835 году были изданы Положение об учебных округах и университетский Устав, в соответствии с которыми все учреждения Министерства народного просвещения образовывали строго централизованную структуру: их учебные планы и программы унифицировались, ограничивалась автономия университетов.

С. С. Уваров разделял точку зрения, согласно которой за каждым сословием закреплялась раз и навсегда определенная роль в составе государственного механизма. Соответственно этому устанавливался и уровень образования, необходимый для каждой категории населения. В то же время Министерство народного просвещения поощряло изучение технических и естественных наук, полезных для деятельности в сфере промышленности и торговли. Постепенно Уваров отошел от практики преимущественного развития классического образования: в учреждениях Министерства народного просвещения открывались различные естественнонаучные классы и курсы, и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные.

Результатом деятельности Уварова стало значительное расширение сети учебных заведений (в особенности — средних), развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (был реорганизован Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге, впервые в нем была открыта кафедра «педагогии» и др.). В качестве президента Академии наук Уваров внес крупный вклад в дело организации российской науки.