Образование и православие в средневековой Руси

Заголовок карточки
Образование и православие в средневековой Руси
Аннотация : Из-за невысокого уровня образования в русском средневековом обществе отсутствовала общая богословская культура, поэтому большое значение придавалось исполнению церковной обрядности и внешней приверженности православию без осмысления его предназначения и смысла.
Хронологический указатель
  • XI в.
  • XII в.
  • XIII в.
  • 1101—1200
  • 1201—1300
  • XIV в.
  • Вторая половина XV в.
  • Вторая половина XVI в.
  • Вторая половина XVIIв.
  • Первая половина XV в.
  • Первая половина XVI в.
  • Первая половина XVII в.
Предметный указатель
  • Образование
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр Академия, 2002; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: Владос, 1998.
Источники
http://www.rusgal.ru/biblio/list/nikon.html
Тело статьи/биографии :

Как известно, православие пришло на Русь из Византии. В течение длительного времени Русь находилась в зависимости от константинопольского патриарха, считавшегося главой русского духовенства и посвящавшего для русской церкви митрополита. Для Константинополя русская церковь рассматривалась в качестве чуть ли не вассальной церкви.

Вместе с тем русское православие имело некоторые особенные черты (помимо явных элементов язычества, например, вера в приметы, гадания). Византийское православие базировалось на наследии древней культуры, передавшей византийцам способность и умение мыслить. На Руси, стране отсталой (для сравнения, первые университеты появляются: в Болонье - в 1158 г., в Париже - в 1215 г., в Кракове – в 1364 г., в России – в 1687 г.), большое значение придавалось слепому поклонению, вере в книгу, в то, что написано «мудрыми мужами». В силу общей невысокой культуры и образования в русском обществе, до конца XVII в. даже отсутствовала богословская культура, поэтому большое значение придавалось внешней стороне исполнения обрядности, без осмысления ее предназначения и смысла.

Новгородский митрополит Геннадий (в Новгороде грамотность была распространена больше, чем в Московских землях) в XV в. говорил: «Приведут ко мне мужика ставиться в попы или дьяконы, я велю ему апостол дать читать, а он и ступить не умеет; велю псалтирь ему дать – и по тому еле бредет. (…) Велишь начинать с азбуки, а он, поучивши немного, просится прочь, не хочет учиться…»

В поучениях юношеству четко внедрялась идея вредности получения знаний и прославление антигреческих настроений: «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте… Аще [если] кто тя вопросит: веси ли всю философию? – Ты же ему противо того отвещай: учился буквам благодатного закона, еллинских [греческих] же борзостей не текох, риторских астрономов не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах; философию ниже очима видех. Учуся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех»

На людей, пытавшихся приобщаться к знаниям, смотрели косо и говорили: «не чти много книг, да не в ересь впадеши» . «Богомерзостен пред Богом всяк любяй гиомитрию и прочая таковая; се душевнии греси [ереси]» . При подобном состоянии просвещения русский человек, тем не менее, был очень высокого мнения о собственной религиозности.

Эксперт
Пелевин Юрий