Церковь и ее роль в воспитании народа в средневековой Руси

Заголовок карточки
Церковь и ее роль в воспитании народа в средневековой Руси
Аннотация : В условиях жизни русской крестьянской общины большое значение в религиозно-нравственном воспитании человека принадлежало церкви.
Хронологический указатель
  • Древнерусское государство
  • Раздробленность
  • Московское государство
Предметный указатель
  • Церковное воспитание
  • Церковь
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2005; Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогическая мысль». Учебное пособие. – М.: Изд. УРАО, 2003.
Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных праздников, большие крестные ходы. Церковь определяла и обязанности православных: жить по христианским правилам, посещать храм.

Церковь обычно обслуживала несколько деревень, поэтому на службах встречались жители различных селений, родственники, друзья. В этом смысле здесь осуществлялись и светские цели сборов: церковная площадь становилась местом общественной жизни, сюда приходили задолго до начала службы и расходились не сразу.

Такое общение вырабатывало хорошие манеры и приучало быть опрятно одетым. Здесь узнавали новости, общались, присматривали женихов и невест.

Крестный ход проводился по разным поводам: в честь военных побед, как моление об избавлении от эпидемии или о дожде во время засухи и др.; в них участвовали и взрослые, и дети.

Церковь использовала и другие формы религиозно-нравственного воспитания, в частности, распространяла собственную литературу (правда, из-за неграмотности населения немногие ее читали). Деревенская Россия получала церковные сведения не из полных церковных книг: даже сельские священники, а не только полуграмотные крестьяне, пользовались адаптированными, упрощенными изданиями «для народа».

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что под влиянием семейного и общественного быта закладывались основы человеческой личности, развивались ее нравственные установки, складывалась система межличностных отношений, вырабатывался взгляд на все окружающее. «Здесь ребенок готовился к своей будущей взрослой роли, впитывая жизненные впечатления, приобретая свою неповторимую индивидуальность» (Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.).

 


 

Эксперт
Пелевин Ю.А.