Высшие женские курсы в России. 1869—1918

Заголовок карточки
Высшие женские курсы в России. 1869—1918
Аннотация : Высшие женские курсы — частные женские высшие учебные заведения университетского типа.
Хронологический указатель
  • XIX в. (третья четверть)
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • «Третьеиюньская монархия»
  • 1908-1917
Виды образования
  • Высшая школа
Предметный указатель
  • Высшие женские курсы в России. 1869—1918
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Боброва Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье в Москве (1872—1888) // Труды Московского историко-архивного института. Т. 16. – М., 1961; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878—1903 гг. 3 изд. – [СПб], 1903; Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900; Кудрявцева А.А., Цветаева Е.М. Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы // Вестник высшей школы. 1958. № 10; Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. [Кн.] 2. – СПб, 1893; Некрасова Е. Из прошлого женских курсов. – М., 1886; Мижуев П. Г. Женский вопрос и женское движение. – СПб, 1906; Савельев А.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. – М.: НИИ высш. образования, 1995; Цирульников А.М. История образования в портретах и документах : Учеб. пособие для студ. пед. заведений. М., 2001.
Источники
Изобр. - http://www.spbumag.nw.ru/97-98/no07-98/6.html
Тело статьи/биографии :

Высшие женские курсы — высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.

В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешен не был.

Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 года был открыт прием женщин в университет и политехнический институт. Царское правительство, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, «не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю», создало комиссию для обсуждения вопроса «о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде».

Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.

Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские — в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор.

В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.

В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878—82 годах).

В период контрреформ Александра III, в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.

Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движением конца XIX — начала XX века. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году — Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905—16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно — Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин. Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и собственно математический; в 1906 году был создан медицинский факультет.

Бестужевские курсы были первым женским университетом в России. В состав курсов входили три факультета: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 году открылся четвертый факультет — юридический. Срок обучения на курсах до 1881 года был 3-годичный, затем — 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского университета, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер.

Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось никакого звания.

Сравнительно в меньшей степени, нежели другие учебные заведения, связанные опекой Министерства народного просвещения, курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886—89 годах прием на курсы Бестужевские был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 году правительство было вынуждено разрешить новый прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата за обучение, слушательницам было разрешено проживание только у родных или в общежитии и так далее. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году – уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ.

На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в том числе действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, член-корреспондент АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева.

После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты.


По статье: Высшие женские курсы // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 1 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1964.

Эксперт
Пелевин Ю.А.; http://www.spbumag.nw.ru/97-98/no07-