Сухомлинский Василий Александрович

Заголовок карточки
Сухомлинский Василий Александрович
Аннотация : Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) — педагог, ч.-к. АПН СССР (1957). Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма и на признании личности ребенка высшей ценностью.
Персоналии (именной указатель)
  • Сухомлинский Василий Александрович
Хронологический указатель
  • Советский период
  • 1918-1929
  • 1930-1940
  • 1941-1950
  • 1951-1960
  • 1961-1970
Тип ресурса
  • биография
Библиография
В.А. Сухомлинский о воспитании. — М., 1957. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев. — 1975; История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2003; Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : Учебное пособие. — М., 1999; Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Источники
dictionary.fio.ru/article, hist-ped.chat.ru
Тело статьи/биографии :

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1957), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). С 1948 года — директор Павлышской средней школы.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практику многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко «Путевка в жизнь». В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

Эксперт
Юркина Наталия