Технология Монтессори

Заголовок карточки
Технология Монтессори
Аннотация : Технология саморазвития — часть педагогической системы образования, разработанной М. Монтессори.
Хронологический указатель
  • 1981-1990
  • Современная школа
Педагогические системы образования
  • Школа Монтессори
Предметный указатель
  • Технология Монтессори
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Салимова К. Педагогика народов мира: история и современность. — М., 2000; Джуринский А. Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М., 1999; Тарасенко Н.Г. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. — Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 232с.; ил.
Источники
www.montessori-center.ru; heritageschool.tripod.com; www.kid.ru/rebenok/montessori; Изобр. - http://razinov.psychology.onego.ru/experiment/montes_ph2.html
Тело статьи/биографии :



































Детский сад


В Монтессори-садике игрушки не являются главным элементом — их заменяет многообразие материалов и предметов: кубиков, пластинок, бусинок, веревочек. Главная задача здесь — навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильная память. Не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» — самостоятельная деятельность, связанная с предметами.




Школьный период


Единых программ обучения не существует; каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме. После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься — математикой, русским, историей, астрономией, литературой, химическими или физическими опытами. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает. Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его дарованное природой стремление к познанию окружающего мира, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.

В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15—20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори) . Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.

Эксперт
Юркина Наталия