Автор
  • Шнитке, Альфред Гарриевич
Заголовок карточки
Концерт для виолончели с оркестром №2. Аллегро.
Периоды
  • XX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Альфред Шнитке не ласкает слух, не утешает и не очаровывает. Напротив, он будоражит, раздражает, порой угнетает, но, несмотря на это, не может наскучить. Он из тех правдолюбцев, что отказываются называть черное белым и выдавать желаемое за действительное. Его музыка нарочито некрасива, остра и угловата: он не боится шорохов, скрипов, скрежета и криков отчаяния, потому что готов выразить в звуках все язвы и ужасы этого грешного мира. Шнитке стоит в ряду дисгармоничных художников-пророков, таких как Босх и Эль-Греко, как Достоевский и Мусоргский, как Шенберг и Кафка, и потому он не вызывает энтузиазма у жаждущей развлечений толпы.

Концерт для виолончели №2 вполне в духе Шнитке: слушателя ждут тягостные минуты беспросветных блужданий и безнадежных поисков выхода. Отчаянный монолог виолончели состоит из возгласов, вскриков и хождений по бесконечным лабиринтам мотивов, не имеющих ни начала ни конца. Солист в концертах Шнитке – это мыслящая личность, загнанная в угол. Оркестр – хаос действительности, колючий и нерасчлененный фон, отдаленно напоминающий шуршание инструментов, которые никак не могут настроиться и придти к согласию. Безысходность и отчаяние охватывают слушателя, переживающего вместе с героем это замкнутое движение без цели от одного тупика к другому.

Концерт написан в 1990 году, после падения берлинской стены, после бархатных революций в Восточной Европе. Однако Шнитке как будто предостерегает наивных оптимистов: когда рэкетир и киллер становятся в ряд популярных профессий, террор превращается в прибыльное занятие, и за мысли и слова убивают как убили режиссера Тео ван Хоха, светлое будущее человечества выглядит очередным мифом. В середине девяностых Альфред Шнитке написал три самых мрачных и тяжелых сочинения, последовавших за концертом для виолончели: оперу «Жизнь с идиотом», оперу «Джезуальдо» и ораторию «История доктора Фаустуса». Все три о трагедии иллюзий: терпение, любовь и познание терпят крах, не оставляя надежды. Так где же выход, где свет в конце туннеля? У верующего католика Альфреда Шнитке нет ответа. Он не утешитель, а пророк, до конца исполнивший миссию, завещанную Творцом: «Восстань, пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей, и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Шнитке, Альфред Гарриевич. Концерт дл виолончели с оркестром №2. Аллегро.. 1990/803.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Лондонский симфонический оркестр, дир. С. Одзава, солист – М. Ростропович
Место создания
Москва
Название сочинения
Концерт для виолончели с оркестром №2. Аллегро.
Жанр сочинения
  • концерт
Эпоха, стиль, направление
  • классика XX века
Инструмент
виолончель, оркестр
Название фрагмента
Концерт для виолончели с оркестром №2. Аллегро.
Время звучания
02.50

биография композитора:

музыкальные фрагменты: