Автор
  • Лядов, Анатолий Константинович
Заголовок карточки
«Кикимора»
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Творчество Лядова весьма скромно по объему, но характерно по содержанию и стилю: трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя. Подобно своему учителю и автору многочисленных опер Николаю Римскому-Корсакову, Анатолий Лядов любит все народное, русское, картинное, изобразительное; он предпочитает созерцать и описывать, но не любит размышлять, переживать и действовать. «Кикимора» - это про-граммная фантазия для оркестра, сюжет которой заимствован из русского фольклора: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кики-мору кот-баюн – говорит сказки заморские. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

И в России и в Европе к началу ХХ века была масса музыкальных средств, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и страшноватое: Лядов мастерски пользуется ползучими и завывающими гаммами, стонущими колыбельными припевками, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы нарисовать свою кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной «кистью», напоминают изразцы русских теремов, палехскую лаковую миниатюру или хохломские росписи.

Лядов пленяет пластикой и красотой музыкальных красок, завораживающим звучанием оркестра; после радетелей о счастье народном, после передвижников и «Могучей кучки», Лядов не утомляет философским подтекстом, ни к чему не призывает и не пытается достучаться до души или совести. Этой отстраненной прозрачностью он подобен искусству Виктора Васнецова, своего современника и собрата по художественным убеждениям. Как никто другой, Лядов знает и любит характер своего народа: музыка Лядова передает поэзию «Емели на печи», поэзию ленивого созерцания, воспетую Гончаровым в бессмертном Обломове. Его мысли изящны, но отрывочны, они нанизываются друг на друга, но не претендуют на развитие: этой музыке, как и русской истории, как будто не хватает совсем чуть-чуть, чтобы распрямиться в полный рост. Музыка Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Образовательный уровень
  • начальная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Лдов, Анатолий Константинович. «Кикимора». 1910/726.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дир. Г. Рождественский
Место создания
Петербург
Название сочинения
«Кикимора»
Жанр сочинения
  • симфоническая картина
Эпоха, стиль, направление
  • Серебряный век
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
«Кикимора»
Время звучания
02.43

биография композитора:

музыкальные фрагменты: