Автор
  • Чайковский, Петр Ильич
Заголовок карточки
Симфония №6 «Патетическая», часть вторая
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Вторая часть «Патетической» симфонии подобна многим вторым частям европейской симфонической традиции: она обнажает сокровенное «я» героя, как бы произносит его внутренний монолог. Звучит вальс; в нем есть сглаженность акцентов, мягкая грация пологой, стелющейся мелодии. Эта музыка словно продолжает тему мечты из первой части симфонии: мелодия сама выливается из невидимого источника, и композитор как бы ловит ее на середине и ведет дальше. Тема второй части Шестой симфонии известна тем, что вальс в данном случае лишь кажущийся; Чайковский избрал для него весьма необычный размер, и ритм здесь нужно считать не на три, как в других вальсах, а на пять. Отсюда этот вальс по-особому неуловим и фантастичен.

Эффект волшебства усиливается тем, что вальс этот как бы подчеркивает свое сходство с балетом. В теме слышатся характерные мелкие шажки, как бы сопровождающие движения летучих сильфид; в конце изложения вдруг возникает торжественный выход, который мало характерен для вальса, но в вальсе волшебном, балетном может быть связан с неожиданным появлением Королевы фей или с пробуждением Спящей красавицы. Продолжение темы со светлыми, воздушными переливами скрипок еще больше усиливает сходство с балетной музыкой, в которой Чайковский был таким непревзойденным мастером. Но середина вальса разрушает волшебное видение и возвращает музыку на грешную землю: тоскливые вздохи, меланхолически ниспадающие мотивы будто напоминают о страданиях Первой части, не дают увлечься прекрасными грезами. И когда возвращается основная мелодия вальса, становится еще более ясно, что этот вальс – из детской сказки, что он – вальс-мираж, вальс-призрак из страны волшебства, где живут принцессы и феи.

Европейские романтики тоже обращались во вторых частях симфоний к теме грез и мечтаний; герой-поэт романтической музыки, оставшись наедине с собой, естественно пребывает в мире фантазии. Однако в музыке Шумана, Шуберта и Брамса он грезит о героическом прошлом, которое все-таки было, об экзотических странах, которые все-таки есть, или о прекрасной любви, которая могла бы быть. Чайковский же идет дальше их, вступая в мир волшебства, в мир сказки. Его мечта, омраченная тоской средней части, еще более фантастична, еще более далека от действительности. Она так же трагически несбыточна как «Соловьиный сад» Александра Блока и многие стихи-признания поэтов «серебряного века»: любовь, свет и радость могут привидеться русскому человеку лишь в счастливом сне.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Чайковский, Петр Ильич. Симфони №6 «Патетическа», часть втора. 1893/468.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Оркестр Концертгебау, дирижер В.Менгельберг
Место создания
г. Клин
Название сочинения
Симфония №6 «Патетическая»
Жанр сочинения
  • cимфония
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Симфония №6 «Патетическая», часть вторая
Время звучания
01.41

биография композитора:

музыкальные фрагменты: