Автор
  • Пуччини, Джакомо
Заголовок карточки
Ария Тоски из оперы «Тоска»
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Главная героиня оперы, певица Флория Тоска исполняет эту арию перед тем как совершить подвиг: спасая жизнь возлюбленного и свою честь, она бросается с кинжалом на тирана Скарпиа и убивает его. Ария начинается словами «Я жила ради искусства, я жила ради любви»; красавица и примадонна Тоска недоумевает, почему ей, столь далекой от мерзостей жизни и не сделавшей ничего дурного, выпала на долю столь тяжкая миссия, почему именно ей нужно совершить столь мучительный выбор. Обращаясь к Богу, она взывает и молит о пощаде: этот переломный момент драмы, пресполненный крайнего напряжения чувств, вдохновил Пуччини на один из его прекраснейших шедевров.

Композитор Джакомо Пуччини, который творил на рубеже XIX и ХХ веков, принадлежит к направлению веризма. Это название происходит от итальянского vero, означающего «правда»: последователи веризма Масканьи и Леонкавалло, так же как и Пуччини любили бурные страсти, сильные характеры и острые ситуации, которые они описывали броско, откровенно, смело приближаясь к опасной черте, где искусство жертвует красотой ради истины. Понимая душевное состояние Тоски, ее отчаяние и страх, остроту внутренней борьбы, которую она переживает, можно было ожидать от Пуччини эмоционального излияния, похожего на вопль истерзанной жертвы или на исповедь измученного сердца. Но нет, в этой арии Пуччини нашел неожиданное решение, подобное которому его современники Масканьи и Леонкавалло никогда не находили: здесь Пуччини как будто прочертил невидимую грань, отделяющую мастера от гения и профессионально написанную музыку от шедевра на все времена.

Тоска поет не просто арию, но арию-молитву, где композитор обращается к традициям духовной музыки, к ее пологим мотивным фигурам без «острых углов», к ее широкому дыханию и медлительному развертыванию. Мелодия органически прорастает изнутри, естественно приводя к финальной кульминации, которая настолько хорошо подготовлена, что становится просто завершением мысли, ее высшей точкой. Музыка этой арии благородством и чистотой линий может сравниться только с великими Мадоннами, запечатленными мастерами Возрождения, настолько безраздельно царят в музыке смирение и любовь, не покидающие возвышенные души в момент испытаний. Именно такова Пресвятая Дева, мать Иисуса, которая, пережив предначертанную ей трагедию, осталась вечным символом терпения, мужества и всепоглощающей любви. Такова же и Тоска, музыкальный портрет которой запечатлел Пуччини. Несмотря на формальную несовместимость предельно светского жанра оперы и христианской культуры, Пуччини силой своего гения эту пропасть преодолевает, и вот перед нами женщина, красотой и силой чувств равная божеству: нет больше в европейской опере другой такой же арии, где духовное и светское, мирское и божественное сливаются так тесно, где тень Пресвятой Девы щедро осеняет всех молящихся, всех любящих и страдающих женщин.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Пуччини, Джакомо. Ари Тоски из оперы «Тоска». 1900/484.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Монтсеррат Кабалье
Место создания
Рим
Название сочинения
Ария Тоски из оперы «Тоска»
Жанр сочинения
  • ария
Эпоха, стиль, направление
  • веризм
Название фрагмента
Ария Тоски из оперы «Тоска»
Время звучания
03.25

биография композитора:

музыкальные фрагменты: