Заголовок карточки
Иван IV Васильевич Грозный и начало книгопечатания на Руси. Очерк П.Н. Полевого «Царь — основатель печатного дела». 1883
Аннотация :

Очерк писателя и историка русской литературы Петра Николаевича Полевого (1839—1902) в популярной форме рассказывает о причинах, побудивших царя Ивана Грозного к первым шагам по введению книгопечатания на Руси.

Автор
  • Иван IV Васильевич Грозный - русский царь
  • Максим Грек (Михаил Триволис) - писатель, переводчик, филолог
  • Мануций, Альд (Старший) - венецианский издатель и типограф
  • Макарий - митрополит Московский и всея Руси
  • Федоров, Иван Федорович - русский и украинский первопечатник
Периоды
  • XVI в. (третья четверть)
  • XVI в. (четвертая четверть)
Наименование
  • Иван IV Васильевич Грозный и начало книгопечатания на Руси. Очерк П.Н. Полевого «Царь — основатель печатного дела». 1883
Тип ресурса
статьи
Исторический период
  • Средневековье
Тема
  • культура
  • внутренняя политика
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография:

Бас И.Л. Иван Федоров. — М., 1940. — (ЖЗЛ); Он же. Предисловия и послесловия старопечатных книг // Исторический журнал. — 1941. № 4. С. 50—59; Березов П.И. Первопечатник Иван Федоров / Общ. ред. и предисловие чл.-кор. АН СССР А.А. Сидорова. — [М., 1952]; Великий русский просветитель Иван Федоров: Материалы научной сессии, посвящ. 400-летию со дня смерти Ивана Федорова / Отв. ред. Е.Л. Немировский. — М., 1987. — (Федоровские чтения); Иван Федоров первопечатник: Сборник / Академия наук СССР. Ин-т книги, документа, письма. — М.; Л., 1935; Кацпржак Е.И. Первопечатник Иван Федоров. — М., 1964; Кизеветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. — М., 1904; Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. И. Федоров. — М., 1964; Немировский Е.Л. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. Жизнь и деятельность первопечатника Ивана Федорова: Указатель литературы. — М., 1975; Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. — М., 1974; Немировский Е.Л. Памятник первопечатнику Ивану Федорову: Работа скульптора С.М. Волнухина. — М., 1988; Немировский Е.Л. По следам первопечатника Ивана Федорова — в год 400-летия со дня его смерти. — М., 1983; Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. — М., 1979; Осетров Е.И. Мир первопечатника: К 400-летию со дня смерти Ивана Федорова. — М., 1983; Осетров Е.И. Сказ о друкаре Иване и его книгах: О И. Федорове. Для мл. шк. возраста. — М., 1979; Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров: Пособие для учащихся. — М., 1955; Полевой П.Н. Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова († дек. 5 дня 1583 г.). — СПб., 1883; Прибытков В.С. Иван Федоров. — [М.], 1964. — (ЖЗЛ); Сидоров А.А. История оформления русской книги. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1964; Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова. 1583—1883: Юбилейное издание журнала печатного дела «Обзор графических искусств». С ил., снимками старейших книг, портретами и особым прил. проекта памятника Ивану Федорову. 5 дек. 1883 г. — СПб., 1883. У истоков русского книгопечатания. — М., 1959.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Федоров, Иван Федорович, русский и украинский первопечатник; Иван IV Васильевич Грозный, русский царь; Макарий, митрополит Московский и всея Руси; Максим Грек (в миру Михаил Триволис), писатель, переводчик, филолог; Мануций, Альд (Старший), венецианский издатель и типограф
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст - Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова.1583—1883: Юбилейное издание журнала печатного дела «Обзор графических искусств». С ил., снимками старейших книг, портретами и особым прил. проекта памятника Ивану Федорову. 5 дек. 1883 г. — СПб.: Э. Гоппе, 1883. С. 14—15; изобр. — Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I / Рис. выполнены акад. Ф. Солнцевым. Отд. 6. — М., [1853]. Табл. № 11.
Тело статьи/биографии :





































Царь — основатель печатного дела

Историк наш С. М. Соловьев совершенно справедливо называет век Грозного «веком движения, разного рода попыток и протестов». Сам Грозный брал на себя инициативу некоторых подобных протестов, обращая, напр[имер], внимание духовенства на церковные и общественные нестроения в той речи, которою он открыл Стоглавый собор 1551 г. В числе «нестроений» он указал духовенству на то, что священные книги подвергаются в руках невежественных писцов сильным искажениям, и требовал, чтобы изысканы были меры к пресечению этого зла. Собор занялся обсуждением этого вопроса и пришел к тому, что следует установить известного рода надзор за переписчиками, поручить этот надзор протопопам и старейшим священникам, а книги неисправно написанные отбирать даром и у продавца, и у покупателя. Но эти полумеры, которыми старались искоренить и отчасти покарать зло, оказались вскоре, как и следовало ожидать, совершенно неисполнимыми на практике. Дело в том, что с конца XV века, когда потребность в книгах стала возрастать, к письменному труду обратилось множество рук. Кроме людей грамотных, которые по-прежнему продолжали заниматься этим делом из усердия и любви к делу, мы встречаем в это время много особых частных «доброписцев» при монастырях, при епископах; сверх того, в городах является особый класс писцов-промышленников, которые переписывали и богослужебные, и всякие «книги-четьи» по найму и заказу, на продажу. Рукописные книги продавались в большом количестве на торжищах. Кому же под силу было бы уследить за всею этою массою письменного материала, пересмотреть все эти книги — каждую порознь — и во всех исправить ту нескончаемую массу грубых ошибок и описок, нечаянных пропусков и [С. 14] преднамеренных искажений, которыми все эти скорописные книги были так изобильно переполнены.

И вот, когда в 1553 г. особенно много потребовалось богослужебных книг для церквей, воздвигаемых усердием царя в завоеванном им Казанском царстве и других местах России, царь приказал скупать рукописные книги на торжищах. Из весьма значительного числа купленных книг лишь очень немногие оказались годными к церковному употреблению. Прочие же, по выражению Максима Грека, были «все растлены от преписующих, ненаученных сущих и неискусных в разуме». Предполагают, что именно этот случай окончательно навел царя Ивана Васильевича на мысль о заведении книгопечатания в России, хотя есть основание думать, что и гораздо ранее этого времени на мысль об учреждении в Poссии типографии наводил царя Максим Грек. Святогорский инок, прибывший в Москву из самого центра современной европейской цивилизации, ясно понимавший и высоко ценивший все преимущества, какие книгопечатание доставляло современному европейскому обществу, естественно должен был горячо ратовать за введение в России этого нового искусства. Книгопечатание Максиму Греку было, очевидно, хорошо известно, потому что во время своего пребывания в Венеции он был даже лично знаком с одним из знаменитейших типографов в Европе — Альдом Мануцием. «В Венеции, — пишет Максим в одном из своих писем, — был некий философ добре хытр; имя ему Алдус, а прозвище Мануциус, родом Фрязин… Я его знал и видел в Венеции и к нему часто хаживал книжным делом». Сверх того, Максим Грек имел даже возможность и ссылаться, как на подтверждение своего мнения о книгопечатании, на образцы нового искусства — на печатные книги, вывезенные им из Венеции.

И вот, по словам современного сказания о введении книгопечатания в России, в том же 1553 году «царствующему над всею Россиею царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси вложил Бог в ум благую мысль, как бы ему изряднее в русской земле учинить и вечную память по себе оставить — произвести бы ему от письменных книг печатные, ради крепкого исправления и утверждения, и спорого делания, и ради легкой цены, и ради своей похвалы, и так бы учинить в царствующем граде Москве и во всей России, как (оно уже учинено) в Греках и немецких землях, в Винице (в Венеции) и во Фригии (Фрягии — Италии), и в Белой Руси, и в Литовской земле и в прочих тамошних странах, дабы (можно) всякому православному христианину праведно и несмутно читать святые книги и говорить по ним, и дабы (можно было) повелеть испущать (эти печатные книги) во всю Русскую свою землю».

По свидетельству того же сказания, главнейшим образом утвердил царя в намерении завести на Руси книгопечатание известный своею обширною начитанностью и трудолюбием митрополит Макарий; услыхав от царя о таком благом начинании, митрополит прямо сказал, что «эта мысль внушена царю Богом, что это — дар, свыше сходящий».

Ободряемый таким образом в своем благом намерении, царь Иван Васильевич приступил, со свойственною ему живостью и энергиею, к выполнению своего замысла, приказал строить особый дом для типографии, подыскивать мастеров и заводить все необходимое для начала книгопечатания в России. [C. 15]


П.Н. Полевой

Вид вспомогательного материала
  • Исследования историков
  • Иллюстрация

биография:

документы:

изображения: