Заголовок карточки
Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. Конец XVI в.
Аннотация : Даниил Принц фон Бухау (1546—1608), советник имперского апелляционного суда в Чехии, пользовался доверием императора Максимилиана II, который давал ему особо важные поручения. Дважды, в 1576 и 1578 годах, Принц приезжал в Москву для ведения переговоров. В первом путешествии его спутником был канцлер Ганс Кобенцель фон Просек. Вероятно, по приказанию императора Максимилиана II, Принц составил свод заметок о России, позже опубликованных под заглавием «Moscoviae ortus, et progressus» («Начало и возвышение Московии»). Книга вызвала интерес у читателей и только в XVII веке переиздавалась несколько раз.

Ниже публикуется отрывок из описания путешествия австрийского посланника Принца фон Бухау в Россию, рассказывающий о царе Иване Васильевиче Грозном, его характере и внешности.

Автор
  • Иван IV Васильевич Грозный - русский царь
  • Принц (Принтц) фон Бухау, Даниил, имперский посол, автор сочинения о России
Периоды
  • XVI в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. XVI в.
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • внутренняя политика
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография:

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. — М., 1963; Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964; Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960; Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. — М., 1982; Кобрин В.Б. Иван Грозный. — М., 1989; Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. — Л., 1969; Полосин И.И. Социально-политическая история России XVI — начала XVII вв. — М., 1963; Скрынников Р.Г. Царство террора. — М., 1992; Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30—50-х гг. XVI в. — М.; Л., 1958; Флоря Б. Иван Грозный. — М., 1999; Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. — М., 1973; Фроянов И.Я. Драма русской истории: на путях к Опричнине. — М.: Парад, 2007; Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. — М., 1997.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Захарьин-Юрьев, Никита Романович, боярин; брат царицы Анастасии Романовны; Иван IV Васильевич Грозный, русский царь; Иван Иванович, царевич, старший сын царя Ивана IV; Кобенцель, Ганс фон Просек, имперский посол в России; Максимилиан II Австрийский, император Священной Римской империи; Федор Иванович, русский царь, сын Ивана IV
Язык оригинала
латинский
Язык перевода
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Принц (Принтц), Даниил фон Бухау. Иван Грозный: Отзыв современника-иностранца. 1576 г. / Пер. И. Тихомирова. // Русская старина. 1878. Май. С. 169—173.
Изобр. — Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. I. Народная Гражданская одежда с 862 по 1700 год. — СПб., 1899.
Тело статьи/биографии :

Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. Конец XVI в.

Около 1576-го года московский князь вступил в 48-й год своего возраста. Он так предан благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитве и постам, которые он очень строго соблюдает, часто живет в монастырях и тело изнуряет великим воздержанием. Большую часть своих доходов он истрачивает на построение cв. храмов и отыскивает мастеров с каким только может прилежанием.

Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которыми он постоянно вращает и все наблюдает самым тщательным образом. Борода у него русая, довольно длинная и густая; но волосы на голове он, как большая часть русских, бреет бритвой.

Он так склонен к гневу, что в гневе испускает пену наподобие коня и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Если кто провинится немного потяжелее, того он уничтожает с корнем и истребляет со всем семейством, рабами и всем, что одарено живою душою. Так как это случается очень часто, то многие места своих владений он превратил в пустыню.

Когда он сидит за столом, то по правую его руку обыкновенно садится старший сын. Сам он с грубыми манерами; именно: опирается локтями на стол, а так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв ее руками; иногда полусъеденное опять кладет в чашку. Прежде чем пить или что-нибудь съесть из предложенной пищи, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повешенные образа Девы Марии и cв. Николая. Кравчий, подавая ему питье, употребляемое им в изобилии, часть выливает в другой стакан и вкушает его для пробы. Сын [С. 169] во время питья встает и желает отцу здоровья. Если он кому-нибудь своими руками подаст что-либо из пищи или питья — это знак великой милости.

Сначала он взял за себя замуж сестру одного своего боярина Никиты Романовича, который теперь у него играет важную роль, так однако, что часто был поставляем в величайшую опасность за жизнь. От нее он имеет двух сыновей: Иоанна и Феодора; они на русском языке называются: Ivan и Phedur. Послу ее смерти он взял дочь князя Черкесского, с которою жил только несколько лет. В третий брак он вступил с одной боярыней, которая умерла, когда выпила какое-то питье, пересланное ей матерью чрез придворного (с помощью этого питья она, может быть, хотела приобресть себе плодородие); за это и мать, и придворного он казнил. Четвертую, сестру своего придворного Колтовского, не знаю по какой причине, он заключил в монастырь, убивши брата со всем семейством. Теперь у него новая супруга — дочь какого-то боярина, одаренная, как говорят, прекраснейшей наружностью; однако большинство постоянно отрицает то, что она пятая.

Намереваясь вступить в брак, он созывает к себе из всех владений боярских дочерей и сначала их осматривает всех, но, спустя несколько дней, половину отсылает; скоро потом число их опять уменьшает, пока, наконец, не останется одна та, которую пред прочими он считает достойною супружества с собою. Празднуя же свадьбу, он созывает только родственников невесты и некоторых вернейших придворных, в присутствии которых невеста соединяется с ним митрополитом, по обычаю церковному. По окончании этого, между призванными к этому торжеству разбрасывают драгоценнейшие собольи меха, к которым иногда бывают привязаны золотые монеты. Оба сына, старший двадцати лет от роду, а меньшой восемнадцати, еще безбородые, вступили в супружество с дочерьми каких-то бояр. Отец, когда выслушивает послов, помещает старшего на правой стороне и поручает ему посох, который пред этими временами он употреблял вместо скипетра. У него (т. е. у царевича Ивана) благородное лицо; но мне кажется, что он не будет подражать храбрости отца в военных подвигах; но доблести, в которых нуждаются императоры для счастливого управления, им достаются свыше.

Московиты, наученные многими примерами, так боятся своего князя, что, позванные им, они не спокойно приходят, но прибегают с сколь возможно большою скоростью и во всем, что бы на них ни налагалось, оказывают ему послушание и повинуются без [С. 170] всякой отговорки, с великою душевною готовностью. Если ты кому-нибудь желаешь здоровья, то он говорит: «Дай Бог, чтобы великий государь наш был здрав, и потом мы, его подданные». Если ты спросишь у кого-нибудь о чьих-либо владениях, то он отвечает: «Великого князя и его»; обыкновенно говорит, что он не знает, что должно думать о своем князе: «Бог и не Бог: человек и больше человека». Если кто при дворе его дружественно сносится с приятелем, того тотчас схватывают, особенно если возбудится какое-либо подозрение, и палками доводят до того, что он бывает принужден признаться в этих речах. И так они живут в самом крайнем рабстве, больше которого едва ли может быть; это бремя они потому легче переносят, что совершенно не знают, какое устройство других царств и государств: они держатся в своей стране заключенные как бы в клетке, и никогда не смеют ни выйти, ни послать детей своих, на что многие, как мы слышали, очень жаловались. И так, довольствуясь одним только туземным языком, они, как весьма часто бывает, не знают всех других; а так как у них очень достаточно природных способностей к изучению всяких наук, то, если бы к этому прибавить образование, они были бы не ниже других народов.

Нет никакого сомнения, что этот монарх от начала своего правления собрал большие сокровища; этому делу он предался тотчас с первых лет. В каждую неделю он взыскивает со всех людей своей страны по нескольку монет; но церковнослужители в счет не ставятся. Кроме того, все деревенские жители, не исключая и тех, которые находятся во власти бояр, платят ему с полей определенные деньги, которые в каждой области собирают назначенные для того сборщики и вносят в казну. Он берет также довольно большие пошлины с вывозимых из Московии товаров. Из более отдаленных областей: Перми, Сибири, Устюжны, где родится дерево кедр, ему привозят в большом количестве драгоценные меха, годные для подбивки одежд повелителей; эти меха он продает чрез купцов в разные стороны и сгребает серебро с великой жадностью.

Маленькие животные, от которых мы шкуры называем собольими, питаются кедровыми орехами. Эти области населяют люди дикие и даже совершенные варвары. Занимаясь одной только охотой, они добывают диких зверей посредством метательных копий, и в этом искусстве так опытны, что очень редко не попадают в самый нос зверька; содравши шкуры, они сшивают их и продают воеводам великого князя. Не зная никакого земледелия, [С. 171] они питаются одним только мясом диких зверей и вместо лошадей употребляют оленей, которых запрягают в телеги, и собак, на которых они ездят верхом; это мы узнали от многих достойных веры.

И так, этими и очень многими другими способами царь ежегодно собирает большую сумму денег и, хотя ведет постоянные войны, однако делает небольшие издержки, потому что все так называемые бояре принуждены находиться в военной службе на свой счет; как только средства их истощатся, бояр отпускают домой снова заниматься хозяйством, а на место их назначают других, новых.

Тем, которые вели себя на войне мужественно, великий князь оказывает свою милость, которая у них называется особенным именем Zalowaniae, или назначает известную часть полей, или увеличивает годовое содержание. Татары, помощью которых он очень часто пользуется в войнах благодаря отличному мнению, составленному о них, живут почти довольствуясь небольшою частью полей и добычей, которая для них не ограничена. Однако очень многим, особенно начальникам, положено, кроме того, жалованье. Немецких солдат он предпочитает всем остальным и потому, если выходит на войну, особенно много заботится об их наборе и не щадит никаких издержек.

Святейший император Максимилиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московского государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям: этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневные молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижнего, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и скверной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на [C. 172] русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великого князя Ивана Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию». [C. 173]

Принц (Принтц), Даниил фон Бухау. Иван Грозный: Отзыв современника-иностранца. 1576 г. / Пер. И. Тихомирова. // Русская старина. 1878. Май. С. 169—173.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
Вид исторического источника
  • Записки путешественника

биография:

документы:

изображения:

статьи: