Заголовок карточки
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619
Аннотация :

Личность Ивана Сусанина занимает важное место в русской культуре. Предполагаемый подвиг его нашел отражение не только в трудах историков, но и в литературе, музыке, скульптуре. Как повествует предание, все происходило следующим образом: в 1613 г. Михаил Федорович, уже нареченный в Москве русским царем, и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом от «языков», польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. Михаил Федорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Заведя врагов в болотистые леса, выдержав жестокие пытки, преданный крестьянин не выдал места, где укрылся царь. Поляки, догадавшись об обмане, зарубили Сусанина.

Из-за недостатка документальных сведений историки и литераторы, включая в свои сочинения сказания о подвиге Сусанина, расходились в изображении подробностей. Сомнения посеяла статья Н.И. Костомарова «Иван Сусанин» (1862). В ней историк отрицал, что костромской крестьянин вообще отдал жизнь за царя. В настоящее время существуют три основные версии: 1) Сусанин погиб от рук польских и литовских людей; 2) домнинский староста пострадал от разбойников; 3) подвиг Ивана Сусанина — легенда.

Ниже публикуется грамота от 30 ноября 1619 г., в которой царь Михаил Федорович в память о подвиге костромского крестьянина пожаловал его зятю в вечное и потомственное владение часть деревни Деревнищи и приказал освободить его семью от всяких податей и повинностей. Впоследствии эти привилегии неоднократно подтверждались русскими царями.

Автор
  • Михаил Федорович - русский царь
  • Сусанин, Иван Осипович - герой освободительной борьбы русского народа в начале XVII в.
Периоды
  • XVII в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина от 30 ноября 1619 г.
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • внутренняя политика
  • внешняя политика
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Авчинников А.Г. Два крестьянина костромича: Иван Осипович Сусанин и Осип Иванович Комисаров. — [Екатеринослав], 1913; Берх В.Н. Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие. Ч. 1—2. — СПб., 1832; Виноградов Н. Сказание о спасении от поляков Михаила Феодоровича Романова и о подвиге крестьянина Ивана Сусанина // Костромская старина. 1911. Вып. VII; Волк А.И. Иван Сусанин. — М.: А.Я. Панафидин, 1901; Григорьева Т.Н. Патриот земли русской: [О подвиге И.О. Сусанина]. — Кострома, 1990; Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2; Жизнь за царя костромского крестьянина Ивана Сусанина, или Русские люди в 1612 году: Повесть, составленная по историческим данным и драме «Борис Годунов» Пушкина. — М.: Тип. Сытина, 1916; Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность // Вопросы истории. 1994. № 11. С. 21—30; Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997; Костомаров Н.И. Личности Смутного времени // Вестник Европы. 1871. Июнь; Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л.Н. и др. — Кострома, 1988; Ремезов И.С. Костромской крестьянин Иван Сусанин. — СПб., 1868 (2-е изд. — СПб., 1872; 3-е изд. — СПб., 1882); Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившего в 7121 (1613) году: Историческое исследование преимущественно по неизданным источникам / Сост. и издано В.А. Самаряновым под ред. действ. члена Археологического института А.В. Гаврилова. — Кострома, 1882; Уткин С. Смерть за царя? За кого «положил свой живот» Иван Сусанин // Родина. 2005. № 11. С. 108—111; Эшенбах А.Н. Иван Сусанин / Под ред. Д.В. Цветаева. — М.: Археолог. ин-т, 1913.
Территория
Российское государство
Народ
русские, поляки, литовцы
Персоналии
Демут-Малиновский, Василий Иванович, русский художник и скульптор; Марфа, инокиня (в миру Ксения Ивановна Романова), мать царя Михаила Федоровича; Михаил Федорович, русский царь; Собинин, Богдан, зять Ивана Сусанина; Сусанин, Иван Осипович, крестьянин, вотчинный староста села Домнино
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. III. — М.: Тип. С.[И.] Селивановского, 1822. С. 214—215. № 50; изобр. — http://www.kostromaobl.ru/his/
Тело статьи/биографии :


































Жалованная грамота (в списке) государя царя Михаила Феодоровича Костромского уезда дворцового села Домнина крестьянину Богдану Собинину, на вечное и потомственное владение оного ж села при деревне Деревнищах землею, пожалованною ему, с увольнением от всяких повинностей, за доказанную верность к государю тестя его Ивана Сусанина, замученного поляками

Писана 1619, ноября 30

Божиею милостию, мы великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашей государыни великия старицы иноки Марфы Ивановны, пожаловали есмя Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом во 121 [1612/1613 — ред.] году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, были; и он Иван, ведая про нас великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас великого государя тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские [С. 214] люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии, пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь, в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он Богдашка ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить[1], с тое полудеревни с полторы чети выти в нем на Богдашке, и на детях его и на внучатах и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину и в иные ни в какие подати имать с них не велели, велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их и внучатам и во весь род их неподвижно. А будет то наше село Домнино, в которой монастырь и в отдаче будет, и тое полдеревни Деревнищ полторы чети выти земли и ни в которой монастырь с тем селом отдавать не велели, велели, по нашему царскому жалованью, владеть ему Богдашке Собинину и детям его, и внучатам, и правнучатам и в род их вовеки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота на Москве, лета 7128, ноября в 30 день.


К подлинной грамоте привешена красная восковая печать, а на обороте написано: «Царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец. Подписал великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии дьяк Иван Болотников». [С. 215]



Текст приведен в соответствие с нормами современного правописания, но для сохранения звучания речи XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном облике той эпохи.





[1] Обелить — освободить от податей и повинностей.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
Вид исторического источника
  • Законодательный или нормативный акт

изображения:

документы:

биография:

статьи: