Заголовок карточки
Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева. 1875
Аннотация : Митрополит Филипп (в миру боярин Федор Степанович Колычев, 1507—1569) происходил из старинного рода бояр Колычевых. С 1548 г. Филипп — настоятель Соловецкого монастыря. В 1566 г. он становится митрополитом Московским. Филипп активно выступал против ужасов опричнины, бессмысленных казней. Первое открытое столкновение его с Иваном Грозным произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе, где митрополит произнес речь об ответственности царя перед судом Божьим за пролитую кровь. В следующий раз Филипп отказался благословить Ивана Грозного, который явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах. В тот же год Филипп был низложен. Во время службы в Успенском соборе опричники во главе с А.Д. Басмановым сорвали с митрополита церковное облачение. Филипп был отправлен в заточение. В 1569 г. в тверском Отроч-Успенском монастыре он был задушен опричником Малютой Скуратовым. В 1591 г. мощи убиенного иерарха были перевезены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. — в Москву. Митрополит Филипп был признан святым и официально канонизирован.

Момент, когда митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного, запечатлел на своем полотне русский живописец В.В. Пукирев (1832—1890). Мы публикуем гравюру, выполненную с этой картины.

Автор
  • Иван IV Васильевич Грозный - русский царь
  • Филипп - митрополит
Периоды
  • XVI в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева. 1875
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Средневековье
Тема
  • культура
  • внутренняя политика
  • религия
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Боярский род Колычевых. — М., 1886; Досифей, архимандрит (Немчинов). Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429 по 1833-й год. Изд. 3-е. — М.: Унив. тип., 1833; Он же. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря / Составленное трудами Соловецкого монастыря архимандрита Досифея. — М.: В Унив. тип., 1836; Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М.: Мысль, 1964; Скрынников Р.Г. Начало опричнины. — Л., 1966; Он же. Опричный террор. — Л., 1969.
Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Басманов, Алексей Данилович, русский политический и военный деятель, один из инициаторов опричнины; Иван IV Васильевич Грозный, русский царь; Пукирев, Василий Владимирович, русский живописец; Скуратов-Бельский, Малюта (Григорий Лукьянович), государственный, военный и политический деятель, один из инициаторов опричнины; Филипп (Колычев, Федор Степанович), митрополит Московский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А. Изображение и текст аннотации к картине — Всемирная иллюстрация. 1875. Т. XIII. № 324.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного

(Картина профессора Пукирева)

Из числа картин профессора Пукирева одна из самых замечательных относится к распре Иоанна Грозного с митрополитом Филиппом. Картина эта, снимок с которой перед читателями, замечательна во всех отношениях.

Прежде всего, чрезвычайно удачно схвачен исторический момент. Как известно, личность грозного царя уже не раз служила темой и для картин, и для песен, и для драм, и для романов: Лермонтов, граф А. Толстой, Антокольский и многие другие не раз выводили Иоанна как личность в высшей степени характерную и заманчивую. Без сомнения, резец и кисть неизбежно должны уступить перу в силе и средствах подготовки того или другого впечатления; картина и статуя должны говорить без слов; скажем более: они должны многое сказать одним словом — одной сценой, одной фигурой, одним штрихом. На картине профессора Пукирева момент взят уже потому чрезвычайно метко, что в нем нет ничего недосказанного: вы не стараетесь дополнить собственными догадками и собственной фантазией. Здесь нет задержанного, приостановленного действия — художник дает нам сцену в ее буквальном смысле. Действующие лица неподвижны — они замерли от тревожной неожиданности и бесконечного удивления. Это момент, когда неудержимый ураган встретил на разгульном пути своем неожиданное препятствие. Царь с шумом вошел в храм в сопровождении хохочущей толпы своих буйных клевретов; бойко и развязно, не снимая своих «шлыков», подошли они к святителю, и царь не задумался обратиться к нему за обычным благословением, но когда митрополит ни одним словом, ни одним жестом не показал, что заметил царский приход, когда напоминовение одного из бояр вызвало отказ в благословении государю — говор стих и царь отшатнулся в удивлении. Его руки судорожно замерли на рукоятке посоха, голова поникла от смущения, и глаза загорелись зловещим огнем: гневный царь как будто уже придумывает кару для ослушника своей, доселе не встречавшей преград, воли. Эта внутренняя злоба отражается и в глазах Иоанна, устремленных на святителя, и в язвительно сжатых губах, и во всей позе: Иоанн отшатнулся, и из-под распахнувшейся рясы сверкнула золотая одежда разгневанного царя... Смущены царедворцы; смущены священнослужители; смущен сам Грозный... И среди этой недоумевающей толпы, видна одна величественная и спокойная фигура святителя... Этот момент «затишья перед бурей» передан превосходно. Позади царя видно зверское лицо Скурата-Бельского (в народной памяти «Малюты Скуратова») — справа женоподобная фигура Басманова — а за ними целая толпа переодетых в монашеские мантии опричников, выжидающих, что скажет царь?

Лучшею фигурою следует признать самого Грозного. Это, когда-то прекрасное, но утомленное развратом лицо; эти суровые, пристально смотрящие глаза; наконец характерный наклон всего тела — все это прекрасно передает и смущение царя, встретившегося с еще неиспытанною им, могущественною силою, и то недоумение, в котором замер он перед невозмутимым митрополитом. В техническом отношении постановка фигуры чрезвычайно эффектна (в полуоборот от тени к падающим сверху лучам), а драпировка мантии искусна. Несравненно слабее фигура святителя. Она совершенно перпендикулярна, так сказать — симметрична, и потому смахивает на стенное церковное писание. В техническом отношении картина безупречна.

Е.Ж.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация

биография:

документы:

изображения:

статьи: