Заголовок карточки
Стоглав. 1551
Аннотация :

Материалы церковного собора, созванного для упорядочения богослужебной, социальной и культурной деятельности русской церкви. Постановления собора были оформлены в ста главах в виде ответов на вопросы Ивана IV. Итоговый документ содержит сведения о церковном и монастырском землевладении, об иконописи, книжном деле и книжных училищах, а также о пережитках языческой обрядности в народной среде.

Документ дается в выдержках.

Автор
  • Иван IV Васильевич Грозный - русский царь
  • Макарий - митрополит Московский и всея Руси
Периоды
  • XVI в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Стоглав. 1551
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • культура
  • религия
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография:

Стоглав // Российское законодательство Х—ХХ веков. В 9 томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. — М.: Юридич. литература, 1985.

Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. — М.: Индрик, 2000; Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30—50-х гг. XVI в. — М.; Л., 1958; Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. — М., 1973.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Язык оригинала
древнерусский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М., 1999. С. 118—121.
Изобр. — Зал Истории образования
Тело статьи/биографии :

О монастырех, иже пусты от небрежения

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее: устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты[1] у них же о торговлях без пошлино. А чернецы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день Страшнаго суда? <…>

Глава 6

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам Божиим звонят и поют не во время <…> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <…> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <…> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и Божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.<…>

Глава 26. О училищах книжных по всем градом <...>

<…> В царствующем граде Москве и по всем градом <…>избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <…> и грамоте бы и чести и пети и писати горазды. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия <…> и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <…>

Глава 28. О книжных писцех

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А который писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <…> неисправленну книгу купит <…> потому же возбраняли <…> чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <…>

Глава 32. О крестящихся не по чину

Мнози неразумнии человецы, махающие рукою по лицу своему, творят крестьящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своём, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата и от Бога мзду приемлет за то <…> аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <…>

Глава 41

<…> Писати живописцем иконы с древних переводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии[2] живописцы, и подписывати Святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <…> В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут[3], а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <…> О том <…> запрещати великим запрещением. <…>

Да по дальним странам ходят скоморохи <…> ватагами многими, по шестидесяти и до семидесяти человек, и по сто <…> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <…>

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. <…>

<…> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские <…> и в те прелести веруючи многих людей от Бога отлучают и погибают. <…>

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках[4] и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони[5] бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <…>

<…> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещении сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <…>

Глава 72. О искуплении пленных

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму <…> и тех всех пленных окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян пленных приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повети, ино их не давати, а за то крепко стояти; да их окупати из царевы казны. <…>

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <…> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы[6] и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <…> Имена их написати в синодик[7] и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа[8] и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти[9]. <…>

Глава 92. О игрищах еллинского[10] бесования

Еще же мнози от неразумения простая чадь[11] православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии Рождества Христова и против праздника Рождества Ивана Предтечи в нощи и <…> в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы[12] творят всякими игры <…> и песньми сотанинскими <…> и многими виды скаредными[13].<…>

Глава 98

<…> Приговорил еси государь преже всего с нами, с своими богомольцы <…> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает Бог ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властители тех слобожан хотят судити, и в том <…> слобожаном нашим запустети. А прежде того твои <…> наместники и властители наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властителем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает Бог да ты, государь, как тебе о них Бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине <…> а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти… А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как прежде сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.





[1] Тарханные и несудимые грамоты освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства царских управителей и судей (кроме случаев душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин.

[2] Пресловущии — знаменитые, известные.

[3] Рыщут (от ристать) — быстро бегать, скакать, ездить.

[4] Жальниках — поминках.

[5] Долони — ладони.

[6] Ставити <...> кормы — кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца», который отдал Церкви свои вотчины.

[7] Синодик — рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась «вечная память» внесенным в нее умершим. Так, в синодики Иван IV записывал имена казненных во время опричнины.

[8] Без выкупа — без права выкупа членами «рода» (фамилии).

[9] Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имущество Церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников.

[10] Еллинского — греческого, здесь — языческого.

[11] Простая чадь — простолюдины, сельчане и горожане.

[12] Глумы — шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

[13] Виды скаредными — накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
Вид исторического источника
  • Законодательный или нормативный акт

биография:

документы:

изображения:

статьи: