Певзнер Антон (1884—1962)
Периоды
  • XX в.
География
  • Россия
Вид искусства
  • скульптура
Эпоха, стиль, направление
  • конструктивизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Лейкинд О.А. и др. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. — СПб, 1999.
Источники
Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.
Тело статьи/биографии :          Антон Певзнер родился в 1884 г. в Орле в семье инженера. В 1902—09 гг. учился в художественной школе в Киеве, затем недолгое время в Академии художеств в Санкт-Петербурге. При посещении одного из новгородских монастырей его поразило зрительное колебание планов в иконописных ликах: вследствие затененности глазниц глаза то выступали отчетливым рельефом, то тонули в глубине и казались закрытыми. Эффект светотеневой «обратной перспективы», оптического перевертывания планов в дальнейшем оказал значительное влияние на его творчество. В 1912 и 1913—14 гг. Певзнер побывал в Париже, где познакомился с новейшими направлениями, но особенно сильное впечатление на него произвела Эйфелева башня, с ее ажурной каркасной конструкцией. В 1917 г. художник вернулся в Россию. Преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1920 г. опубликовал вместе со своим братом Наумом Габо Реалистический манифест, в котором были изложены позиции конструктивизма. В 1923 г. Певзнер покинул Россию, окончательно обосновавшись во Франции.
         В 1910 — начале 1920-х гг. Певзнер писал абстрактные и фигуративные картины, в которых геометрические формы смягченных контуров смыкаются в композицию со слабо выраженным рельефом («Абстрактные формы», 1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1923 г. он переходит к конструкциям из прозрачных пластмасс и металла («Женская голова», 1923; «Голова», ок. 1923—24). Пересечения прозрачных поверхностей и тонких металлических линий создают выразительную игру форм, плывущих в изменчивых перспективах.
         В 1931 г. Певзнер вступил в объединение «Абстракция— Творчество», став в нем, наряду с Мондрианом, Купкой, Эрбеном, одной из ведущих фигур. В его работах 1930—1950-х гг. преобладают металлические конструкции, сложно развернутые в пространстве («Черная лилия (Спиральная конструкция)», 1943; «Вселенная», 1947). Формы расходятся веером, раскрываются и свертываются, многократно меняя направление. Они то взлетают и опадают, то закручиваются внутрь, то собираются в пучки, то вновь распахиваются широкими лопастями криволинейных очертаний («Развертывающаяся поверхность», 1938; «Колонна мира», 1954). Типичной структурой становится ажурная поверхность, образованная натянутыми металлическими нитями, стержнями или криволинейно выгнутыми полосами («Спектральный образ», 1959; «Линейная конструкция в пространстве № 4», 1959). При движении вокруг скульптур Певзнера их форма непрестанно меняется, каждый ракурс открывает новую фигуру («Динамическая конструкция»; «Пространственная конструкция в третьем и четвертом измерениях», 1961). Установка некоторых из них на вращающихся дисках усиливает кинетический эффект («Динамическая проекция под углом в 30 градусов», 1950—51).
         Монументальные работы Певзнера, вызывающие ассоциации с движением в природе и научно-техническими достижениями, органично сочетаются с формами современной архитектуры («Колонна Победы» перед зданием Дженерал Моторс в Детройте, 1955).

изображения: